|
|
N°2, 16 января 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Во второй шеренге
Россиян все реже приглашают на супертурниры
Новый год для многих шахматистов по многолетней традиции начинается со второй декады января в голландском городке Вейк-ан-Зее. Организаторы фестиваля, который уже отмечает свой 70-летний юбилей, приглашают в гости шахматистов всех уровней. Причем первые три турнира «А» «В» и «С» проводятся по круговой системе в оптимальных составах при 14 участниках с тремя выходными днями -- большая редкость для чересчур практичного шахматного мира.
Не забыты и ветераны, для которых организован турнир почетной группы с участием Виктора Корчного, Яна Тиммана, Любомира Любоевича и Лайоша Портиша. Но главное внимание, конечно, привлечено к турниру «А» -- первому супертурниру года, играть в котором по традиции не отказывается никто из современной шахматной элиты, ведь для многих это своего рода проба сил и, если хотите, визитная карточка сезона. И на этот раз в турнире 20-й категории ФИДЕ играют все чемпионы мира последних лет -- Вишванатан Ананд, Владимир Крамник и Веселин Топалов, которым предстоит в этом году скрестить оружие в матчевой борьбе, чтобы определить истинного чемпиона мира.
Понятно, что при приглашении в супертурнир главным ориентиром послужил последний чемпионат мира в Мексике. И, к нашему сожалению, в Вейк-ан-Зее мы видим всех, кроме российских гроссмейстеров, замкнувших в Мехико турнирную таблицу. Это наводит на печальные размышления. Если не считать Крамника, сменившего Гарри Каспарова в классической иерархии чемпионов мира, ведущейся с 1886 года (Владимир остается желанным гостем всех супертурниров), мы начинаем привыкать к тому, что представители все еще сильнейшей шахматной державы мира опустились во вторую шеренгу мировой элиты и не пользуются спросом у организаторов. Подобное было невозможным представить во времена Советского Союза. Судите сами, в прошлом году в Вейк-ан-Зее был приглашен лишь Петр Свидлер, в Дортмунд -- Евгений Алексеев, да и тот по договоренности с организаторами, как победитель «Аэрофлот-оупен». Исключение составлял лишь Линарес, где играли Свидлер и Морозевич. И это все! Молодежи и близко нет -- как-то угас интерес к все еще молодому Александру Грищуку, и вряд ли кого интересует и остальной наш ближайший резерв.
Но вернемся к самому турниру, на котором состоялось уже три тура. Он стартовал с сенсации -- с поражения начали турнир оба последних чемпиона, выявленные в Аргентине и Мексике, -- Топалов и Ананд, уступившие соответственно Левону Ароняну и Теймуру Раджабову. Третьей результативной партией стал поединок Мамедьяров -- Карлсен, в котором выиграл 17-летний норвежец. На фоне поражения «круговых» чемпионов «матчевый» Крамник не стал ломать копий в партии со своим другом и тренером Люком ван Вели, единственным представителем хозяев поля. Также короткими ничьими закончились партии Василий Иванчук -- Юдит Полгар, Майкл Адамс -- Борис Гельфанд и Павел Эльянов -- Петер Леко.
Во втором туре, пока чемпионы «зализывали раны», претензии на лидерство заявила амбициозная молодежь. Вновь выиграли свои партии Аронян и Карлсен, заставившие сложить оружие соответственно Гельфанда и Эльянова. Особо впечатлила игра практичного не по годам Магнуса, который в стиле Карпова буквально из ничего реализовал минимальный позиционный перевес. С интересом ожидалась партия Крамник -- Раджабов. Известно, что азербайджанский гроссмейстер единственный из элиты применяет староиндийскую защиту, имеющую репутацию рискованного дебюта. Что касается Крамника, то он в молодые годы настолько успешно крушил черных, что практически вынудил отказаться от этого дебюта даже Каспарова. В партии этих специалистов Крамник не пошел по главному пути, не извлек ничего существенного из дебюта и, хотя сражался до 80-го хода, был вынужден подписать мир.
Известно, что после поражения Ананд остается верен традиции индийских мудрецов следовать логике здравого смысла. В партии с Мамедьяровым Виши стремился лишь к комфортной игре с минимальным перевесом. Увы, его оказалось недостаточно -- Шахрияр уверенно отстоял свои рубежи. Топалов ничего не мог поделать с Иванчуком, который применил известный психологический прием, пойдя черными на защиту Модерн--Бенони, излюбленный дебют самого Веселина. Игра против «самого себя» привела к ничьей. После напряженной борьбы также вничью закончились партии Леко -- Адамс и ван Вели -- Полгар.
Третий тур не изменил статус-кво, сложившийся после первых двух туров: хотя большинство поединков отличалось напряженной борьбой, все их участники записали в свой актив по пол-очка. Вничью закончились партии Аронян -- Леко, Адамс -- Карлсен, Раджабов -- ван Вели, Мамедьяров -- Крамник, Эльянов -- Ананд, Полгар -- Топалов и Иванчук -- Гельфанд. После трех туров с 2,5 очка лидируют Аронян и Карлсен, у Раджабова 2 очка, у Крамника, Леко, Полгар, Иванчука, Адамса, ван Вели по 1,5, у Ананда, Топалова, Мамедьярова, Гельфанда и Эльянова по 1.
Олег СТЕЦКО