Время новостей
     N°2, 16 января 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.01.2008
Три реквиема и одна колыбельная
Фестивали рождественские, крещенские и юбилейные
Не успел закончиться рождественский (по календарю, не по теме) фестиваль камерной музыки «Возвращение», в одиннадцатый раз отметившийся концептуальными умыслами, музыкальными смыслами, свежими силами, зрелыми интерпретациями, кокетливыми программами (например, «Киномузыка, ставшая академической, и наоборот» с опусами от Баха до Таривердиева) и непременной премьерой от молодого композитора (на этот раз обаятельными «Северными колыбельными» перкуссиониста и пианиста Андрея Дойникова), как начался другой -- уже крещенский и уже не камерный -- фестиваль, устраиваемый театром «Новая опера».

Посвященный памяти дирижера Евгения Колобова, он продлится до первого февраля, а основу его составляют памятные местной публике, когда-то скандальные, спорные, порицаемые и воспеваемые одновременно колобовские «музыкальные редакции» репертуарных оперных шлягеров и его не менее сенсационные премьеры раритетов.

За уикенд прошли три оперных представления -- музыкальная редакция «Травиаты» Верди, удаленная от оригинала до смены жанра колобовская фантазия «Руслан и Людмила» и концертное исполнение оперы «Валли» Каталани с Еленой Зеленской в партии Валли. С ней в 1996-м Колобов делал громкую московскую премьеру партитуры.

Завтра Зеленская будет петь Елизавету в колобовской редакции «Марии Стюарт» Доницетти и потом в программе «Крещенской недели», фактически растянувшейся на целых три. Предстоит услышать два гала-концерта (один -- силами «Новой оперы», другой -- с участием певцов флорентийской академии Maggio Musicale Fiorentino в причудливой компании с солистами Большого театра Республики Беларусь). Интригует и «танго-оперита» Пьяццоллы «Мария из Буэнос-Айреса» с участием эстонских кукольников, хора, инструментального ансамбля и бандеониста, а также финских, эстонских и пуэрто-риканских солистов. В программе также три реквиема (в разные дни -- Верди, Форе и Моцарта в представлении «О Моцарт! Моцарт...»), «Саломея» Рихарда Штрауса в концертном исполнении (Саломея -- американка Синтия Макрис, Иоканаан -- финн Эса Рууттунен), симфоническая фантазия на вагнеровские темы «Тристан и Изольда -- оркестровые страсти» (компиляция и аранжировка голландца Хенка де Влиегера), знаменитая колобовская редакция «Евгения Онегина» и его же «свободное переложение для оркестра» романсов Чайковского и Рахманинова. Репертуарные изыски фестиваля, способные компенсировать и смикшировать не всегда ровные исполнительские возможности театра, завершит витиеватое музыкальное шоу Ballet@jazz из серии поп-музыкальных «новооперных» опытов с оркестром Олега Лундстрема, финским саксофонистом и кларнетистом Антти Сарпила и Имперским Русским балетом Гедеминаса Таранды.

Еще одна фестивальная реплика постпраздничного января -- именно реплика, а не собственно фестиваль. 17 января в Малом зале Консерватории -- концерт в честь десятилетнего юбилея Иерусалимского международного фестиваля камерной музыки, интересного кроме прочего тем, что устраивает его пианистка Елена Башкирова (фестивальный бэкграунд звездной супруги звездного пианиста и дирижера Даниэля Баренбойма значителен -- двадцать лет назад вместе с Гидоном Кремером она начинала легендарный фестиваль в австрийском Локкенхаузе). А многие участники феста -- молодая и именитая элита не только израильской, но и международной сцены. В Москву Башкирова привозит Кирилла Золотникова (виолончель), Амихая Гросса (альт), Карл-Хайнца Штеффенса (кларнет), Гая Браунштейна (скрипка), Михаэля Баренбойма (скрипка) и высоколобо-строгую и стройную камерную программу с концептуальной нотой, но без нажима: Фортепианному квинтету Шумана op. 44 ответит из двадцатого века изысканное Hommage a R.Sch. (посвящение Шуману) Дьердя Куртага. А фортепианному трио Брамса предпошлют отдаленную рифму опять из двадцатого века -- «Контрасты» для скрипки, кларнета и фортепиано Белы Бартока. Элегантное сочетание репертуарной красоты и исполнительского качества, надо полагать, здесь будет непременно, а свидание с давней студенткой Московской консерватории, обитающей в самой гуще мировых камерно-музыкальных событий, кажется не только трогательным, но и многообещающим.

Юлия БЕДЕРОВА