|
|
N°1, 15 января 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вертикальный передел
Юлия Тимошенко начала перекраивать газовый рынок Украины
Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко начала передел внутреннего рынка промышленного потребления газа. Сразу после Нового года Национальная комиссия по регулированию в энергетике (НКРЭ) приняла решение ограничить лицензию «Укргазэнерго» на поставки газа конечным потребителям. Как известно, до сих пор ежегодно около 35 млрд кубометров, необходимых украинским предприятиям, обеспечивала компания «Укргазэнерго». Кроме того, она продавала «Нафтогазу Украины» около 20 млрд кубометров для последующей реализации тепло-коммунальным предприятиям. «Украгазэнерго» формально принадлежит на паритетных началах госконцерну «Нафтогаз Украины» и швейцарскому трейдеру RosUkrEnergo, однако реально контролируется управленческой командой, близкой к совладельцу RUE Дмитрию Фирташу и экс-министру топлива и энергетики Юрию Бойко (ныне депутату Верховной Рады от «Партии регионов»).
Формально НКРЭ не входит в систему исполнительной власти (хотя ее глава утверждается кабинетом министров), однако за день до ограничения лицензии появилась информация о том, что г-жа Тимошенко поручила министру топлива и энергетики Юрию Продану, главе правления «Нафтогаза» Олегу Дубине и главе НКРЭ Валерию Кальченко рассмотреть возможность отмены лицензии «Укргазэнерго» на поставку природного газа по нерегулированному тарифу.
Учитывая, что формально антимонопольное законодательство Украины запрещает аффилированным структурам контролировать более 35% рынка поставок конечным потребителям, ограничить полномочия «Укргазэнерго» было просто. Последние годы на это требование никто особо не обращал внимания, так как в связи с ростом цен на импортный газ правительство жестко регулировало уровень цен для потребителей. Кроме того, монопольное положение «Укргазэнерго» на рынке было запрограммировано в соглашении между «Газпромом», «Нафтогазом» и RUE от 4 января 2006 года. В соответствии с ним швейцарский трейдер стал эксклюзивным поставщиком среднеазиатского газа на Украину, а «Нафтогаз» взял обязательство создать с RUE совместное предприятие («Укргазэнерго»), которое будет импортировать весь газ и реализовывать его на рынке.
Впрочем, для тогдашнего правительства Украины во главе с Виктором Ехануровым это было вынужденное решение, и чиновники пытались создать возможности для присутствия на рынке других трейдеров. Тогда и вспомнили об антимонопольном правиле, а НКРЭ выдала «Укргазэнерго» лицензию на реализацию конечным потребителям всего лишь 5 млрд кубометров газа. Таким образом, остальной импортный газ «дочка» «Нафтогаза» и RUE должна была продавать трейдерам, лицензии которым выдает НКРЭ. Однако уже летом 2006 года, через день после избрания премьером Виктора Януковича, комиссия отменила это ограничение. А на прошлой неделе г-н Кальченко аннулировал и это решение, после чего ситуация формально вернулась на два года назад.
Правда, с тех пор «Укргазэнерго» очень плотно закрепилось на рынке и заключило долгосрочные контракты не только на закупку газа у RUE, но и на поставку крупным конечным потребителям, а также на транспортировку этих объемов по магистральным газопроводам и сетям низкого давления.
Разрушить в одночасье эту систему даже опытной в газотрейдерском бизнесе Юлии Тимошенко будет нелегко. Ведь силовые действия могут привести к перебоям поставок газа потребителям, причем в разгар отопительного периода. Впрочем, пока «Укргазэнерго» продолжает поставлять газ в прошлогоднем режиме.
«Газпром» и RUE ситуацию не комментируют, очевидно, ожидая развития событий. До конца января «Нафтогаз Украины» должен расплатиться с «Укргазэнерго» за поставки газа в декабре. Источник «Времени новостей» в Минтопэнерго Украины утверждает, что объемы до сих пор не зафиксированы в актах сдачи-приемки и соответственно велика вероятность очередного долгового скандала. Ведь если «Нафтогаз» (а его финансовое состояние остается тяжелым и в наступившем году, очевидно, будет ухудшаться) не заплатит, то «Укргазэнерго», в свою очередь, не рассчитается с RUE, у которого в итоге возникнет долг перед «Газпромом». И тогда резонно ожидать традиционных заявлений об ограничениях поставок газа на Украину.
Алексей ГРИВАЧ