|
|
N°1, 15 января 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Про механизм консенсуса и премию «Белый слон»
В десятый раз российские кинокритики и киножурналисты вручат свою премию наиболее выдающимся фильмам и их авторам. Церемония пройдет 21 января, в понедельник, в Доме кино. А вчера, за неделю до этого события, были объявлены номинанты премии -- их определяет голосование всех желающих из числа пишущих о кино в печатных и электронных СМИ. На этот раз было получено 116 анкет, и по итогам подсчета голосов в первую тройку вышли три фильма: «Александра» Александра Сокурова, «Простые вещи» Алексея Попогребского, «Груз 200» Алексея Балабанова. Надо отметить, что лидирующего в списках «Золотого орла» фильма Никиты Михалкова среди предпочтений критиков нет -- «12» в списках мелькает лишь однажды -- в номинанты на лучшую актерскую работу попал Сергей Маковецкий ( в номинантах «Орла» -- все 12 актеров, причем не вместе, а по отдельности).
У нас уже давно не считается неловким хвалить себя самому, выдвигать себя и своих родственников, заранее объявлять собственные произведения лучшими, наипопулярнейшими, самыми удачными и т.д. Приходится признать, что в этой тактике есть свой резон -- зачем ума искать и глупо полемизировать в условиях полного плюрализма. Вот, к примеру, критики -- ведь поссорились же на «Кинотавре», обсуждая, какой фильм лучше: «Простые вещи» или «Груз 200»? И что же -- к общему выводу так и не пришли, часть критиков даже вышла из Гильдии, в знак протеста против показавшегося им волюнтаристским поведения президента Гильдии Виктора Матизена, который на церемонии закрытия не акцентировал, что фильм Балабанова все-таки получил основного критического «Слона», а Попогребского -- второго по значению.
Что будет на этот раз -- кто победит? Окончательное решение принимается на основании голосования Экспертного совета, но и там нет единодушия. Более того, недовольство некоторых вызвало уже то, что в номинацию не попал фильм Киры Муратовой «Два в одном», у которого тоже есть свои горячие поклонники...
Сама идея давать премию сообщества, состоящего из ярко выраженных (и стремящихся к самовыражению) индивидуальностей, в такие времена, когда главным для каждого становится его собственный вкус, пожалуй, уже не кажется плодотворной. Проще всего в тех областях, где собственного мнения у большинства нет -- в анимации и документальном кино. Эти номинации и формируются по предложениям экспертов, и голосуются так же. Не то кино игровое. В прошлом году было проще -- тогда победило «Свободное плавание», фильм Бориса Хлебникова, в том раскладе устроивший всех или почти всех и ни с кем особенно не конкурирующий.
В этот же раз любое решение -- а оно уже есть, голосование состоялось, только результаты не объявлены -- оставит многих недовольными. Ведь звание лучшего фильма запросто может уйти с перевесом всего в один или два голоса от выбранного тобой. Победа простого большинства никогда на Руси не признавалась справедливой. Как пишет исследователь русского вопроса социолог Ксения Касьянова: «Решения сельских сходов принимались не большинством голосов, а по принципу единогласия. Конечно, всегда были люди, несогласные с большинством, но сход их убеждал, частично даже оказывал давление, потому что цель была -- достигнуть единогласия, иначе решение было бы недействительно. Меньшинство, сохраняющее официально и гласно свою особую точку зрения, не было характерным для России. И само меньшинство склонно было считать этот порядок справедливым исходя из принципа "не следует мешать людям"'. Была как бы моральная норма, которая рекомендовала человеку смириться и не идти против большинства. Иными словами, в культуре существовал механизм обеспечения консенсуса».
Сегодня даже в сфере культуры проблема оказывается именно в отсутствии «механизма обеспечения консенсуса»... Если один критик считает, что фильм «Александра» -- отличный фильм, он никак не докажет это коллеге, убежденному в том, что фильм неудачный, а вот «Простые вещи» -- шедевр. И нет таких аргументов, которые позволят всем покорно смириться перед мнением арифметического большинства, которое как ни крути, а единогласием никак не сочтешь.
Поэтому по-михалковски-то, может, и правильней? Оказать давление, прийти к согласию? И никаких гамбургских счетов, все по-домашнему? К общему, так сказать, благу?
Но вот что до моих личных предпочтений, то мне, в общем, нравятся все три картины, и радует, что в номинации «Лучший российский фильм» 2007 года есть выбор, вполне достойный. Однако «Груз 200» мне кажется сегодня все-таки более актуальным и более задиристым, поэтому я голосую за него. А там -- как сложится.
Алена Солнцева