|
|
N°1, 15 января 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Прогноз Бергманна
Участникам газового рынка придется нелегко
Глава E.ON Ruhrgas 64-летний Буркхард Бергманн, несмотря на запланированный уход в отставку в начале марта, по-прежнему будет представлять интересы немецкой компании в «Газпроме». Как сообщили корреспонденту «Времени новостей» в штаб-квартире E.ON Ruhrgas, г-н Бергманн в очередной раз выдвинут кандидатом в состав совета директоров «Газпрома». Немецкий топ-менеджер -- единственный иностранец в совете директоров российского концерна на протяжении восьми лет. В этом качестве в конце прошлого года он был удостоен национальной российской премии «Директор года». Как известно, на пост председателя правления E.ON Ruhrgas будет назначен 53-летний Бернхард Ройтерсберг, ныне курирующий в правлении компании вопросы сбыта природного газа. E.ON Ruhrgas владеет около 6,5% акций «Газпрома». Стоимость этого пакета к настоящему времени выросла и составляет, по оценке г-на Бергманна, приблизительно 15 млрд евро.
А пока г-н Бергманн, последние 27 лет занимавший посты в правлении E.ON и E.ON Ruhrgas, дал свой прогноз развития газовой отрасли, который основан на текущих политических тенденциях в Германии и Европе. Так, глава крупнейшей немецкой компании -- импортера природного газа ожидает в ближайшие годы существенного снижения спроса на углеводородное сырье. «Потребление на немецком рынке тепла сократится, -- отметил г-н Бергманн во вчерашней публикации Financial Times Deutschland, -- при этом одновременно здесь резко возрастет удельный вес использования возобновляемых источников энергии».
Сегодня в газовой отрасли Германии все чаще говорят о грядущих кардинальных переменах. «Федеральное правительство Германии стремится к удвоению уровня потребления энергии от возобновляемых источников -- с нынешних 7% в общем коктейле энергоносителей до 14% в 2020 году», -- отмечает г-н Бергманн. Сдерживают рост потребления энергии меры по энергосбережению, такие, в частности, как улучшение теплоизоляции зданий. С точки зрения г-на Бергманна, вызванные этими факторами потери в секторе сбыта газа в Германии можно будет компенсировать в лучшем случае за счет увеличения уровня продаж за рубеж. Однако и здесь глава E.ON Ruhrgas предпочитает быть реалистом. «Другие также попытаются это сделать», -- отметил он, имея в виду усиление конкуренции в сфере сбыта природного газа.
Эта конкуренция, рост неуверенности в области закупок, а также законодательные новации заставляют E.ON пересматривать свою бизнес-модель. Пришлось отказаться от надежды компенсировать спад на рынке тепла путем увеличения производства электроэнергии с использованием газа, подчеркивает г-н Бергманн. «В настоящее время в Германии новые газовые электростанции почти не строятся, -- сокрушается шеф E.ON Ruhrgas. -- Ведь на все новые объекты сертификаты на эмиссии углекислого газа сегодня выдаются бесплатно». Тем самым природный газ утрачивает свое преимущество, в частности, по отношению к каменному углю. «Лишь в том случае, если в будущем эти сертификаты придется выкупать, исчезнет экологическая дискриминация природного газа», -- продолжает он. Но если это и произойдет, то нескоро: производители электричества обязаны оплачивать по меньшей мере часть своих «прав на загрязнение» атмосферы лишь с 2013 года.
Дополнительный фактор, оказывающий давление на крупнейшие газовые компании Германии, -- требование регулирующих органов резко снизить уровень платы за доступ к сетям. Это, как отмечает г-н Бергманн, отрицательно сказывается на готовности крупных концернов к инвестициям в развитие транспортных сетей. «У нас существует ряд проектов, в которых инвестиции нерентабельны, -- говорит он. -- Если рамочные законодательные условия будут составлены таким образом, что никто не станет инвестировать, то это приведет к серьезным конфликтам».
Немаловажной, по мнению главы E.ON Ruhrgas, для крупных компаний-импортеров является и проблема обеспечения надежности внешних закупок газа. «В ближайшее десятилетие добыча газа в Германии и Нидерландах будет постепенно сокращаться. Однако выпавший объем газа нам придется закупать где-то в другом месте», -- говорит г-н Бергманн. Около 60% своих потребностей E.ON Ruhrgas обеспечил благодаря долгосрочным договорам с производителями газа в России и Норвегии. Тем не менее отсутствие окончательных договоренностей относительно участия E.ON в совместной разработке Южно-Русского газового месторождения не прибавляет уверенности во взаимоотношениях с российскими партнерами. В Эссене не могут дать ответ, доведется ли Буркхарду Бергманну, который в начале 1970-х участвовал в подписании первых контрактов на поставки российского природного газа в Германию и Западную Европу, довести затянувшиеся переговоры по Южно-Русскому месторождению до успешного финала. «Мы должны привыкнуть к тому, что сегодня мы уже не сможем оказаться реальными участниками всех проектов, -- сказал г-н Бергманн. -- Мы должны приступить к пяти, может быть, к десяти проектам, чтобы в результате был реализован один из них».
Юрий ШПАКОВ, Берлин