Вместо давно отмененного отечественной политической практикой за "ненадобностью" классического для демократии принципа разделения властей в России начинает действовать принцип разделения власти.
Власть должны как-то поделить между собой второй и третий президенты, Владимир Путин и Дмитрий Медведев. Причем второй президент уже согласился стать премьер-министром у третьего, а потому будущее правительство явно не может быть таким, мягко говоря, безвластным, каковым являлось все последние годы. К тому же поджимает время: все ключевые решения в сфере разделения власти нынешний президент страны должен успеть принять до истечения срока своих полномочий в качестве главы государства. Пока в его руках скипетр и держава -- в обоих смыслах этого слова.
Чем будет заниматься второй президент после ухода в премьеры, он продемонстрировал в последние дни. Собственно говоря, тем же, чем занимается сейчас: разделять и властвовать.
На рабочей встрече с генеральным прокурором Юрием Чайкой президент Путин поддержал прокурорские предложения, возвращающие Генпрокуратуре часть полномочий, отнятых у нее (тоже при поддержке президента) в пользу Следственного комитета с подачи одной из кремлевских группировок. Поскольку третий президент не относится к этой кремлевской группировке (той, что отнимала полномочия у Генпрокуратуры), разруливать дальнейшие
конфликты вокруг одного из ключевых ведомств в системе российской власти явно придется нынешнему главе государства, а не его преемнику. По крайней мере, до тех пор, пока новый президент не решится сам играть роль разводящего. А решиться на это -- значит стать преемником курса де-факто. То есть избавиться от политической конкуренции со всех сторон и со стороны прежнего главы государства в том числе.
Кроме намерения сохранить за собой неофициальные полномочия разводящего будущий глава правительства уже начал отнимать у президентских структур и вполне официальные полномочия. Владимир Путин подписал указ о передаче в оперативное управление Минэкономразвития РФ федерального недвижимого имущества, расположенного за пределами России и необходимого для обеспечения работы торгпредств. В настоящее время недвижимость торгпредств находится в ведении управления делами президента. Правительству РФ президент и будущий премьер поручил обеспечить начиная с 2008 года выделение средств федерального бюджета на содержание и эксплуатацию имущества торгпредств именно МЭРТ. То есть управление делами будущего президента уже лишится и этих средств, и этих полномочий.
Разумеется, контроль над иностранной собственностью России -- сущая мелочь в грядущем неизбежном процессе разделения власти. Вертикаль власти, подобную путинской, удавалось построить в разные эпохи многим правителям. Вертикаль двоевластия не удавалось построить еще никому: хозяин у страны, живущей в политической системе, предусматривающей подмену политических процедур и институтов единовластием, может быть только один. Но у России на какое-то время после президентских выборов 2008 года будет два хозяина, и пока очень трудно предсказать, кто из них окажется в результате единственным.
В любом случае нас ждет период перераспределения ролей в системе власти. Фактически обнуленное при Путине-президенте правительство должно выходить из состояния политического и хозяйственного нуля при Путине-премьере. Но смещение центра власти от президента и его администрации к премьеру и правительству автоматически подрывает базовые элементы той политической системы, за сохранение которой нас призывают голосовать на президентских выборах представители власти.
Хорошо это или плохо? Если учесть, что не все решения власти в стране исполнялись с доскональной точностью даже при откровенно карательном сталинском режиме, никаким таким особым хаосом неизбежное временное двоевластие России не грозит. Но путинским элитам, привыкшим отстаивать свои экономические интересы за спиной популярного президента, а также квазипартиям, составляющим ядро нынешнего парламента, придется выбирать, кому из двух правителей страны присягать. Или пытаться балансировать между ними без потери власти, собственности и личной свободы. Элиты прекрасно понимают: уголовное дело найдется в любой момент на любого их представителя.
Представить же, что тандем Путин--Медведев (или Медведев--Путин, порядок расположения фамилий особого значения не имеет) действительно будет работать как один человек, невозможно. Даже несмотря на 17 лет, проведенных ими в совместной работе -- кстати, в этой работе Путин еще никогда не был подчиненным Медведева. По действующей Конституции и исходя из сложившейся практики президент однозначно главнее премьер-министра. Вся политическая элита страны заточена на подчинение одному человеку. А потому кому-то из двух будущих лидеров государства придется подчиниться.
Так что и у Владимира Путина есть шанс опять стать вторым человеком во власти, как это было на закате президентства Бориса Ельцина, и Дмитрий Медведев может остаться первым вице-премьером даже на посту президента.