Создана модель управления ресурсами подземных вод бассейна реки Нарва и Чудского озера. Таким образом, российская сторона готовится к реализации договора с Евросоюзом, согласно которому трансграничные водоемы с 2010 года должны соответствовать международным экологическим стандартам.
Об этом создатели проекта -- Петербургская комплексная геологическая экспедиция (ПКГЭ) Министерства природных ресурсов РФ и представители аналогичных ведомств Финляндии и Франции -- объявили на Международной экологической конференции в Хельсинки. Такую же модель -- только относительно другой половины бассейна Нарвы и Чудского озера -- совместно с французами и финнами представила Эстония. (Пока это две разные модели, хотя экологи мечтают когда-нибудь объединить две части в единое целое.)
Чиновники и экологи Евросоюза одобрили результаты работы коллег из России. Решено начать внедрение этих моделей в природоохранных службах всех хозяйствующих на берегах Нарвы и Чудского озера субъектов -- от правительственных ведомств и органов самоуправления до частных компаний, расположенных в непосредственной близости от российско-эстонской границы. Конечно, основное внимание экологов в Ленинградской области привлекает комбинат по добыче сланца. Он сильнее всех прочих факторов влияет на водную экологию этого района Ленинградской области.
Первые мероприятия по переходу от советской к европейской системе управления подземными водами трансграничных водоемов начались в России в 2003 году в рамках реализации программы LIFE Third Countries. Финансирование проекта было многосторонним, часть средств перечислял федеральный бюджет, часть шла из Евросоюза. Но привлечение к работе французских и финских специалистов не было только мерой контроля за эффективным освоением миллионов евро. Например,
финны, как "третья сторона", зависимы от экологии подземных вод и Эстонии, и России. Французы же разработали компьютерную программу, на базе которой и выстраивалась модель управления бассейном рек.
А геологам России и Эстонии отводилась роль "рабочих лошадок". Они должны были перенести все накопленные за многие годы данные об этой территории с бумажных носителей на электронные, а также перепроверить информацию. Для этого на берегу Нарвы больше года работала гидрогеологическая экспедиция, которая сверяла прежние данные с нынешним состоянием водоема.
В результате и получились вышеописанные модели. Точнее, подробнейшая компьютерная трехмерная модель, где по горизонтали -- бассейн Нарвы и Чудского озера, а по вертикали -- их "срез" от уровня моря до начала соленых слоев подземных вод. В пакет программ "забиты" все характеристики участка -- физические, биохимические. И сейчас специалист может изучить характер движения любого ручейка или ключа, бьющего в каком-нибудь пограничном болоте.
Как объяснил корреспонденту "Времени новостей" в буквальном смысле на пальцах гидрогеолог ПКГЭ Сергей Котлов, суть модели проста. Например, наблюдатели сообщают: понижается уровень реки Нарва и осушаются подземные водоемы. При ближайшем рассмотрении становится понятно, что причина -- выкачивание грязной воды, заполнившей какую-нибудь заброшенную шахту на вышеупомянутом комбинате по добыче сланца. На модели специалист может посмотреть, что будет, если прекратить осушать шахту. Он видит, что ключи ожили и вода в реку пошла, только грязная. Тогда он сбавляет скорость откачки до тех пор, пока в Нарву не польется чистая вода. И результаты, представленные компьютером, настолько идеальны, что, если применить это решение на практике, ошибки не будет. И такую цепочку можно выстроить относительно любых изменений в окружающей среде региона.
По этой модели уже разработан ряд рекомендаций для хозяйствующих субъектов в районе реки Нарва. Выполнение этих рекомендаций дает уверенность, что трансграничные водоемы на границе с Эстонией чистые. Осталось заставить чиновников и предпринимателей следовать советам экологов. Но это уже функция Министерства природных ресурсов РФ -- как во взаимодействии с хозяйствующими субъектами, так и в применении к ним действенных санкций.
Руководители комбината по добыче сланца заявили корреспонденту "Времени новостей", что готовы сделать все для того, чтобы ни местные чиновники, ни экологи Евросоюза не могли к ним придраться. Они давно ждали подобных рекомендаций. Осталось лишь найти средства на закупку оборудования и на реализацию природоохранных мероприятий. Это, кстати, тоже предусмотрено проектом управления ресурсами. Экономисты, принимавшие участие в проекте, предложили предпринимателям механизмы поиска средств. Хотя их советы в отличие от трехмерной компьютерной модели вполне банальны -- повышение расценок на продукцию и создание в расходной части предприятий "экологического фонда".
Энтузиазм ученых по поводу новой модели явно превосходит энтузиазм бизнесменов. Гидрогеолог Сергей Котлов считает, что суть проекта даже не в том, чтобы выполнить обязательства перед Евросоюзом, а в том, что программа водного менеджмента позволит ему как специалисту точно знать, что происходит под землей -- почему природные резервуары высохли или откуда в реке странные примеси и какие меры надо принять, чтобы обратить процесс вспять. И пока это лучший механизм для сохранения запасов пресной питьевой воды в государстве.