Некурящие россияне, похоже, в скором времени смогут вздохнуть с облегчением -- в прямом смысле. На днях российские власти приняли окончательное решение о присоединении к всемирной конвенции по борьбе против табакокурения.
Проект закона о присоединении к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака одобрен правительством и передан в Государственную думу. Участие в конвенции обяжет депутатов к принятию законов, полностью запрещающих рекламу табака, спонсорство со стороны табачных компаний и курение в общественных местах.
Конвенция Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) вступила в силу в 2005 году. К документу уже присоединились 172 страны. В конвенции прописан пакет мер, которые должны предпринять государства-участники для сокращения спроса на табак. По данным ВОЗ, сейчас в мире каждые шесть секунд от заболеваний, связанных с табакокурением, умирает один человек. В год показатель такой смертности достигает пяти миллионов.
Присоединение к конвенции ставит власти страны перед необходимостью в течение пяти лет запретить полностью или резко ограничить рекламу, стимулирующую продажу сигарет, и спонсорство табачных изделий. Производителей сигарет обязывают увеличить до 30% упаковки размер надписи, предупреждающей о вреде курения, и по желанию снабдить пачку антиникотиновыми рисунками.
В России пока нет закона, полностью запрещающего рекламу табачных изделий, но наружная реклама табака в стране ограничена уже давно. Сигареты можно рекламировать только в печатных СМИ и специализированных местах продаж. Реклама сигарет не должна содержать утверждения о том, что курение имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального или личного успеха, не должна осуждать воздержание от курения и обращаться к несовершеннолетним.
Рекламировать сигареты нельзя на первой и последней страницах газет и обложках журналов, запрещено продвигать табак в детских, спортивных, образовательных, медицинских и оздоровительных учреждениях, санаториях, военных организациях, театрах, цирках, музеях, концертных и выставочных залах. Представители рекламного и табачного бизнеса правила игры приняли и освоили. С тех пор как наружная реклама табака оказалась запрещена, рекламные щиты стали устанавливать в метро. Сигареты рекламируют в Интернете, а также в ходе промо-акций в ночных клубах и на дискотеках.
Полный запрет рекламы в понимании европейских стран -- это даже не запрет на табачные промо-акции и рекламу в СМИ. Во многих странах запрещено выкладывать пачки сигарет на стенд или прилавок, а продавец не имеет права рекомендовать покупателю ту или иную марку. Покупатель должен сам спросить, есть ли в продаже те или иные сигареты. Продавец может ответить только «да» или «нет» и назвать цену. В России такое пока немыслимо, но столь же утопично выглядела еще пять лет назад идея введения запрета распития пива в общественных местах. Правда, как показала практика, пить его от этого запрета меньше не стали.
Аналогичный итог может принести и новая антиникотиновая кампания. Сократится ли курение в России в результате тотального запрета на рекламу и нахождение с зажженной сигаретой вне дома или специально отведенных мест -- большой вопрос. Пока цены в России на сигареты ненамного выше, чем на хлеб, -- вряд ли.
После присоединения к конвенции законодательную перспективу получило и ограничение на курение в общественных местах. По опросам, большинство россиян (62%) поддерживают введение такого запрета. По данным Аналитического центра Юрия Левады, согласны с запретом на курение в общественных местах 72% женщин, 77% работников силовых структур, 79% пенсионеров и даже 38% курильщиков.