Время новостей
     N°1, 15 января 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.01.2008
С властью шутки плохи
Политический юмор в России существует в советском формате
Несмотря на обилие юмористических телевизионных программ, которые последние пару лет активно плодятся и размножаются как на главных общенациональных каналах, так и на каналах, политических задач не решающих, шутить на политические темы «в телевизоре» сейчас не принято. Хотя тем для острот в адрес власти -- достаточно хотя бы посмотреть иной сегмент СМИ -- Интернет -- вроде бы хватает. Газета "Время новостей" с помощью экспертов решила разобраться, почему на смену советскому дозволенному телевизионному юмору про тещ и сантехников пришли шутки про секс и гламур, а политический юмор и сатира, явно нарастающие в Интернете, в других частях российского медиапространства пока почти не живут. По мнению экспертов, главных проблем две: цензура, а еще больше -- самоцензура на телевидении, с одной стороны, и растущая аполитичность общества -- с другой.

«Думаю, даже в советское время не было такого отсутствия социальных и политических сюжетов, которые есть сегодня, -- говорит главный редактор журнала "Искусство кино", социолог и культуролог Даниил Дондурей. -- Но политический юмор на современном телевидении не востребован вообще». С ним согласен и руководитель группы "Меркатор", политолог Дмитрий Орешкин, который «не видит, чтобы в последнее время на экране появлялись люди, которые свободно, приятно и с чувством юмора шутят». По мнению г-на Орешкина, политический юмор с экранов окончательно не пропал, он просто монополизирован. «Только один человек может шутить сейчас на политические темы. Причем юмор у него специфический: «Мочить в сортире». Сам президент с экрана пошутить может, но чтобы кто-то шутил над ним и его партией -- это не принято», -- считает политолог.

Ситуация с политическим юмором в современной России напоминает Дмитрию Орешкину ситуацию с политическим юмором в Советской России, где он был «загнан в подполье». «Дело в том, что мы строим псевдо-Советский Союз. А в Советском Союзе была тьма анекдотов про Брежнева при том, что официальная политика была зверски серьезной -- мысли не было такой, чтобы про Брежнева что-то смешное написали в газете, а тем более сказали по телевизору», -- считает политолог, однако оговаривается, что настоящее закручивание гаек происходит только на «горячем» источнике информации -- телевидении, а на «холодном» -- в газетах -- еще можно встретить анекдоты с явным политическим подтекстом. Дмитрий Орешкин вспоминает, как «острили над Борисом Ельциным». «Про Ельцина не было так много анекдотов, потому что он был в «Куклах», над ним все смеялись, над ним делали отвратительные и унизительные вещи, однако он это все терпел. Путин этого не допускает, соответственно это уходит в полулегальное пространство», -- говорит эксперт.

«Я не слышал, чтобы кто-то на телевидении пострадал, не слышал, чтобы кого-то арестовали за политический юмор, этого нет, но молодые люди сами "отрезали" себе языки, чтобы не касаться ничего, -- говорит Даниил Дондурей. -- Владельцы телеканалов, видимо, пообещали в Кремле не трогать политику, не подавать ее телезрителям под соусом». Если так, то руководителям телеканалов не приходится следить за тем, как исполняются их обещания -- авторы сами не рискуют шутить про политику, ведь на них накинута «удавка» -- огромные гонорары, которых они могут лишиться. «Кажется, что Суслов (секретарь ЦК КПСС по идеологии Михаил Суслов. -- Ред.) не мог и мечтать о таком уровне самоцензуры. Не нужны редакторы и цензоры -- сами авторы не хотят касаться политической темы», -- считает г-н Дондурей. Такая ситуация, когда никто даже не пытается своими шутками затронуть главу государства, правительство, партии, «мне кажется, самая идеальная для власти, когда живые и ловкие говоруны не касаются политической ситуации в стране, даже в мягком, ироничном стиле, как у Жванецкого», -- заключает культуролог.

Кроме того, по его мнению, в ближайшее время вряд ли стоит ждать появления политического юмора, если даже "закрученные гайки" ослабят: «Наше общество становится все более аполитичным, поэтому и политический юмор будет забавлять все меньше и меньше».

Но даже в советские годы такие сатирики, как Аркадий Райкин или Михаил Жванецкий, могли себе позволить завуалированно, между строк пошутить над властью. «Мы все поклоняемся Райкину, потому что его социальные миниатюры были пронизаны иронией над советской жизнью, советским мышлением, и мы ловили третьи и пятые смыслы. Сегодня такого нет», -- уверен Даниил Дондурей. По его мнению, программы, штампующиеся на развлекательных каналах ТНТ и СТС, ироничны, талантливы, но рассчитаны прежде всего на "офисную молодежь", которой хочется остренького, которой «Аншлаг» или Евгений Петросян уже неинтересны.

«Я не слышал, чтобы в любимом молодежью Comedy Club что-то сказали, пошутили на политическую тему, над «Единой Россией», чтобы привести в восторг какую-нибудь «Справедливую Россию», -- говорит г-н Дондурей. Он делит современный юмор на три категории: офисно-молодежный, трэш имени новых русских бабок (переодетые молодые мальчики) -- для людей старше 55 и глобализм главных теканалов, в шоу которых принимают участие все звезды и даже бывший министр культуры. При этом ни в одной из этих категорий шутки на политические темы не котируются -- даже Максим Галкин делает свои пародии на президента «нежно и тепло». «Не пародия, а настоящая взятка», -- говорит Даниил Дондурей.

Именно телеканал ТНТ сейчас стал едва ли не главным юмористическим каналом страны. Популярные шоу Comedy Club, «Наша Russia», «Шоу-ньюс» бьют рейтинги всех других юмористических телепередач и немного уступают рейтингам выпусков новостей. «Юмор на телевидении настолько в рамках гламурной культуры, где надо быть веселеньким, говорить о телесном низе, хамить, намекать на эротические темы, что не дай бог коснуться жизни!» -- говорит об особенностях офисно-молодежного юмора Даниил Дондурей. При этом руководство телеканала отстраняется от политики не полностью: перед думскими выборами на нем все-таки крутили ролики с героями популярных юмористических шоу, призывающими идти голосовать. Идти на выборы призывали в том числе и герои шоу «Наша Russia».

«Наша Russia» -- скандальное шоу, которое порой даже обвиняют в "русофобстве": герои бывших кавээновцев Михаила Галустяна и Сергея Светлакова -- подростки из Краснодара, футболисты из мифической омской команды "Газмяс", таджикские строители-гастарбайтеры, ремонтирующие "апартаменты Ксении Собчак", депутаты, бомжи с Рублевки -- разыгрывают самые разнообразные сценки. «Это люди, которых мы встречам на каждом шагу, которых я могу назвать злободневными персонажами современности. Мы стараемся высмеивать те пороки общества, которые, на наш взгляд, актуальны. «Наша Russia» -- это не просто юмор, мы в этот проект вкладываем мысль», -- рассказывает о персонажах шоу его главный автор и продюсер Сергей Слепаков. По его мнению, никакую русофобию программа не формирует: «Мы делаем эту программу для россиян. У самих россиян мы не формируем русофобство. Мы просто даем повод жителям России посмеяться над собой».

Однако, по мнению Дмитрия Орешкина, «Наша Russia» -- одно из немногих шоу, где звучат шутки если не на политические темы, то хотя бы на серьезные социальные. «У «Нашей Russia» все-таки преобладает смешной юмор, хотя он площадный во многом, но в нем есть неожиданность, непредсказуемость, а соответственно, и какой-то талант», -- считает политолог. «Армянин играет таджика -- это забавно, но вместе с тем "Наша Russia" обучает толерантности на ниве национализма», -- говорит о плюсах шоу Даниил Дондурей.

Не видят эксперты в шоу и русофобства. «Только махровый идиот и человек, который глубоко презирает свою страну или страдает комплексом неполноценности, может защищать родину от "нападок этого самого Галустяна". На самом деле это спасительная реакция талантливых людей на достаточно смешную реальность, -- полагает Дмитрий Орешкин. -- Так же как мы в Советском Союзе защищались от этой казенщины благодаря смеху, потому что нельзя было относиться ко всему происходившему в реальной жизни всерьез».

Кирилл МЕЛЬНИКОВ