|
|
N°23, 08 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Наша задача не гасить конфликты, а предупредить их»
Вице-премьер Валентина Матвиенко и отвечающий за национальную политику министр Владимир Зорин обсудили вчера вопросы координации министерств и ведомств при реализации государственной национальной политики. О том, что под этим теперь понимают власти, и о национальных проблемах в России г-н ЗОРИН рассказал корреспонденту газеты «Время новостей» Наталье ГОРОДЕЦКОЙ.
-- Как можно координировать работу тех же МВД, МИДа и МЭРТ, не имея министерского штата и денег?
-- Национальными проблемами на федеральном уровне занимаются около двадцати министерств и ведомств. Их и буду координировать. Минкультуры отвечает за проблемы поддержки и развития национальных культур. Минобразования -- это школы, учебники. Минобороны досталось много национальных проблем: в армии служат все граждане независимо от национальности. Так сложилось, что национальный фактор присутствует везде: от бытовых отношений до серьезных проблем внутренней и международной политики. Например, на межнациональные отношения очень влияют миграция (особенно на бытовом уровне), конфессиональный фактор, соотечественники за рубежом. К сожалению, в последнее время не только разные ведомства и министерства руководили национальной политикой, но и субъекты федерации. Причем руководили как хотели. На уровне страны говорится об учете интересов всех этнических групп, а в отдельных республиках на замещение выборных должностей вводятся ограничения по языку или по времени проживания на данной территории. Мы говорим о правах и свободе передвижения, и в то же время гражданина могут остановить в любом месте по этническому признаку, провести неправомерную проверку документов, задержать на несколько суток.
Этническое разнообразие не проблема сама по себе, оно обогащает индивидуумов и государство. Полиэтничность становится проблемой лишь тогда, когда она политизируется.
-- Как можно упорядочить национальную политику в одиночку?
-- У меня для этого есть все полномочия. Но дело не столько в них, сколько в политической воле и механизмах реализации этих полномочий. Сейчас как раз завершается работа по формированию таких механизмов. Этот новый подход основан на реализации государственных программ. Сегодня в правительстве практически два человека работают по такому принципу -- министр по Чечне Владимир Елагин и теперь я.
-- Это рациональный подход, но что в нем нового?
-- Во-первых, координация осуществляется без бюрократического аппарата (в Минфедерации было 600 человек). Во-вторых, речь идет о реализации конкретных программ по национально-культурному развитию и межконфессиональным отношениям. Правительство на этот год приняло около 90 программ. Из них семь касаются развития регионов. Нам надо провести этно-конфессиональный мониторинг, чтобы научиться предупреждать национальные конфликты. Наша задача не гасить конфликты, а предупреждать их.
-- Вы говорили, еще будучи депутатом Думы, что национальная политика -- дорогое удовольствие.
-- Всегда говорил и сейчас считаю, что на этом нельзя экономить. Но вы знаете, миф о том, что на федеральном уровне не выделяются деньги на национальную политику, уже рассыпался. Среди 90 правительственных программ 13 касаются национальных отношений. В 44 регионах есть отдельная строка в бюджете на реализацию национально-культурных программ. Надо только разобраться, куда идут эти деньги. Мы вместе с энтузиастами, национальными объединениями начали инвентаризацию. Более активно надо включать в реализацию этих задач институты гражданского общества, национально-культурные объединения например. У нас есть закон о национально-культурных автономиях. Он хорошо работает, у нас уже 12 федеральных НКА. И в правительстве создается консультативный совет, в который войдут все лидеры НКА России. Это механизм постоянного взаимодействия с властью. Кроме того, нужна опора на науку, потому что нельзя вслепую заниматься этими проблемами. Скажем, миграционная политика. Москвичи говорят, что Москву заполонили, плохо к приезжим относятся. А государству выгодно, чтобы к нам ехали? Где выгодно мигрантов поселить?
-- Вообще-то, все это есть в программе миграционной политики, разработанной еще в Минфедерации. Только вот правительство ее никак не примет.
-- Это тоже задача усиления координации -- ускорить принятие программы, процесс и так затянулся. Многие лидеры национально-культурных организаций сразу ставят вопрос о финансовой поддержке. И это правильно, государство обязано и будет поддерживать программы национально-культурного развития. Необходимо обеспечить исконное право гражданина, чтобы его национальные, культурные, информационные потребности удовлетворялись в любой точке страны.
-- В думском комитете разрабатывается законопроект о квотировании национального представительства в органах государственной власти. Вы думаете, такой закон нужен?
-- И наша, и мировая практика говорит о том, что если любая группа, в том числе и этническая, не представлены в органах власти, то ей очень сложно влиять на принятие решений. В Ханты-Мансийской АО уже введена квота для представителей коренных народов. Объективно после 1991г. на всех уровнях власти число представителей малых народов уменьшилось. Думаю, в комитете будет найдено разумное решение этой задачи при соблюдении демократических принципов.
-- При приведении законодательства национальных республик в соответствие с федеральным из конституций убирают статьи о суверенитете и гражданстве. Действительно ли причина развала России кроется в республиканском гражданстве?
-- Для территориальной целостности государства опасно, если в региональной конституции записано, что субъект может объявлять войны. Или что законы субъектов выше федерального законодательства, или что судебная система региона независима от центра. Но приводить законодательство в субъектах в соответствие с федеральным необходимо, надо только понимать, что единое правовое пространство -- это не единообразие.
беседовала Наталья ГОРОДЕЦКАЯ