Уходящий год, став юбилейным для России и ЕС, подтвердил, что альтернативы их стратегическому партнерству нет. В начале 2008 года Россия может начать переговоры по новому базисному договору о стратегическом партнерстве с Еврокомиссией. Новое правительство Польши во главе с Дональдом Туском скорее всего снимет вето на эти переговоры.
Собственно Евросоюз в начале года расширился до 27 членов, которые подписали 13 декабря в Лиссабоне Договор о реформе. Это альтернатива отвергнутому в 2005 году Францией и Нидерландами проекту евроконституции. Кроме того, в 2007 году 21 декабря расширилась на девять государств европейская шенгенская зона, в которой можно перемещаться без пограничных барьеров. В Шенгене (эта зона не совпадает с зоной ЕС) сейчас 24 государства. Вне остались лишь Великобритания, Ирландия, Румыния, Болгария и Кипр.
Каковы же итоги партнерства России и Евросоюза в уходящем году? Об этом спецкор «Времени новостей» Катерина ЛАБЕЦКАЯ спросила постпреда России при Европейских сообществах в Брюсселе Владимира ЧИЖОВА.-- Мы провели два саммита, включая юбилейный, 20-й в Португалии. Мы отметили 10-летие Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, и уже забрезжил свет в конце тоннеля, ведущего к новому договору о стратегическом партнерстве. Рассчитываем, что старт переговоров о новом договоре не за горами. Подписано и реализуется соглашение Россия--ЕС об упрощении выдачи виз. Налицо прогресс в реализации «дорожных карт», ведущих к формированию четырех общих пространств Россия--ЕС (экономическое, внутренняя безопасность, внешняя безопасность, пространство науки, образования и культуры. --
Ред.). Отмечу возросшую активность деловых сообществ с обеих сторон. Были проблемы, связанные с расхождениями по ряду вопросов, но диалог шел. В целом итоги года позитивны.
-- Каковы прогнозы по новому договору о партнерстве с ЕС?-- Путь к началу переговоров по будущему договору будет расчищен в ближайшие недели. Однако предвижу, что переговоры будут сложными и длительными.
-- В декабре страны Евросоюза подписали Договор о реформе. Как это отразится на взаимодействии с Россией?-- Евросоюз начал выходить из институционального кризиса, вызванного провалом единой европейской конституции. Но подождем ратификации договора, на это уйдет как минимум весь 2008 год. Внимание ЕС, ранее обращенное на преодоление внутреннего кризиса, теперь больше обратится вовне, включая развитие отношений с Россией. Будут и некоторые изменения в повседневной работе. Так, систему полугодовых председательств в ЕС заменят полупостоянные органы, и на наших саммитах мы будем видеть постоянных -- по крайней мере на 2,5 года -- партнеров.
-- Это произойдет уже в 2008 году?-- 2008 год мы проживем еще по прежней схеме: в первом полугодии председателями Евросоюза будут наши словенские друзья, во втором -- французские. Новая Еврокомиссия будет сформирована по итогам выборов в Европарламент, которые пройдут в июне 2009-го.
-- Не омрачит ли проблема Косово наши отношения с ЕС?-- Здесь у нас нет полного совпадения взглядов. Но его нет и внутри ЕС. Россия выступает за продолжение переговоров, исходя из необходимости соответствия косовского урегулирования, как и любого другого, нормам международного права. С этой точки зрения важно не одностороннее провозглашение независимости, а реакция на него в мире.
В новейшей истории были случаи одностороннего провозглашения независимости. Белый режим Южной Родезии сделал это в середине 60-х годов, но никто его не признал. Турецкая республика Северного Кипра (ТРСК) на севере Кипра признана лишь Турцией. Кстати, резолюция №541 СБ ООН от 18 ноября 1983 года призвала членов ООН не признавать ТРСК и не поддерживать с ней официальных контактов. В 2008 году обсуждение в Совбезе ООН проблемы Косово продолжится, ибо этот вопрос отнюдь не передан из СБ ООН в ведение Евросоюза и НАТО.
-- ЕС намеревался взять Косово под свою эгиду...-- Саммит ЕС 13--14 декабря не выработал однозначной позиции ни по признанию Косово, ни даже по легальному статусу планируемой там миссии. Есть сугубо политическое решение о выделении Евросоюзом полицейско-судебного контингента для Косово. Вопрос о его статусе открыт. Ведь любая миссия, направляемая в Косово, нуждается в международно-правовой основе в виде мандата СБ ООН, тем более когда речь идет о замене Миссии ООН в Косово. В этой миссии участвует ЕС, он занимается в Косово экономической реконструкцией. Вопрос о смене направления его деятельности должен решаться в соответствии с резолюцией СБ ООН №1244, принятой 10 июня 1999 года.