|
|
N°239, 27 декабря 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Круговращение «Возвращения»
Фестиваль камерной музыки «Возвращение» был придуман скрипачом Романом Минцом и гобоистом Дмитрием Булгаковым. В 2000 году они создали одноименный фонд развития культуры, и «Возвращение» стало брендом разных программ. Среди них абонемент «Возвращение. Портреты» в Камерном зале Дома музыки и в Рахманиновском зале Консерватории, ежегодная премия по камерному ансамблю для учащихся специальных музыкальных школ и училищ и важнейший с точки зрения истории музыки и взаимоотношений искусства и политики проект «Репрессированная музыка», осуществленный совместно с израильским ансамблем Group for New Music. Проект был призван напомнить (или впервые рассказать) о творчестве композиторов, ставших жертвами тоталитарных режимов, и включал тур по городам Германии, а также выпуск диска и книги, о которых газета подробно писала (см. «Время новостей» от 28 мая).
Многие постоянные участники «Возвращения» теперь мэтры московской сцены: пианисты Александр Кобрин и Яков Кацнельсон, альтист Максим Рысанов, виолончелист Борис Андрианов, гитарист Дмитрий Илларионов, сопрано Юлия Корпачева и другие. Ставшие признанными музыканты из года в год отказываются от выгодных концертов за рубежом, чтобы выступить на некоммерческом, но родном «Возвращении».
По сложившейся традиции одиннадцатый фестиваль пройдет в Рахманиновском зале с 6 по 12 января и будет состоять из четырех концертов. Первый концерт называется «Одержимость». Слово подразумевает пограничные состояния человеческого сознания -- молитва, видение, сон, мечта. Название концерту дала первая часть Второй сонаты для скрипки соло Эжена Изаи. Соната будет исполнена на фестивале. Центральным номером программы станет сочинение Освальдо Голихова «Сны и молитвы Исаака Слепого», посвященное знаменитому раввину, отцу европейской каббалы. Тема второго концерта -- «Стилизации». В разные эпохи композиторы исследовали особенности письма своих предшественников. Результатами исследования становились и становятся новые опусы-коллажи. На концерте прозвучат «Сюита в старинном стиле» Альфреда Шнитке, фортепианная пьеса Родиона Щедрина «Играем Россини», Hommage а Piazzolla Леонида Десятникова, произведение Равеля «Гробница Куперена» для фортепиано (оно, впрочем, является не имитацией стиля Куперена, а скорее воссозданием структуры французской барочной сюиты), а также концерт для альта, который приписывался одному из сыновей Баха -- Карлу Филиппу Эммануилу, а по всей видимости, был создан альтистом и музыкальным издателем первой половины XX века Анри Казадезюсом. Третий вечер будет отведен киномузыке -- как специально написанной композиторами для фильмов («Романс» Шостаковича к «Оводу» Александра Файнциммера), так и просто использовавшейся в кино и анимации, ставшей неотъемлемой частью художественного образа (Прелюдия и фуга Баха ми бемоль минор в «Сказке сказок» Норштейна). Прозвучит и российская премьера музыки Майкла Наймана.
Четвертый «Концерт по заявкам», как обычно, составлен в соответствии с пожеланиями исполнителей: это, в частности, Октет Шостаковича, «Вечное возвращение» Виктора Екимовского для бас-кларнета соло, «Фантасмагория» для виолончели и фортепиано американского композитора Джона Корильяно, Второе фортепианное трио Мендельсона. Завершится фестиваль мировой премьерой композитора и дирижера Андрея Дойникова «Колыбельные песни» для голоса и инструментального ансамбля.
Григорий ДУРНОВО