|
|
N°239, 27 декабря 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Архиважное архивирование
Лучшие книги по искусству 2007 года
Россия. XX век в фотографиях. 1900--1917. Мультимедийный комплекс актуальных искусств. -- М., 2007
Составленная Ф. Якубсоном при участии директора МДФ О. Свибловой, директора Государственного архива Российской Федерации С. Мироненко, а также многих историков, музейных сотрудников, среди которых А. Ипполитов, М. Малер, изданная на средства Сбербанка России и «Российских железных дорог» книга старых фотографий -- подлинный шедевр полиграфии и проект великого просветительского значения. Вся фотолетопись первых десятилетий XX века собрана под один переплет. Благодаря художнику Ирине Тархановой каждая фотография пестуется как драгоценность. Качество презентации с аристократичнейшим тонированием, совершенная печать позволяют, листая книгу, буквально войти в историю страны, наблюдать ее во всех пространственных, временных измерениях. В частности, поприсутствовать на праздновании 300-летия дома Романовых, отобедать у купцов, побывать на фронтах первой мировой, познакомиться с поэтами Серебряного века, посетить больницы, гимназии, увидеть стачки и заседания временного правительства... Эффект сопоставим с просмотром стереоскопического фильма. Не в последнюю очередь благодаря этому шедевру «Мультимедийный комплекс актуальных искусств» открыл цикл передвижных выставок фотолетописи России (организатор -- президент компании RIGroup Жанна Буллок). Выставки пройдут во многих городах. Начался тур с Серпухова. В серпуховские библиотеки поступили 50 экземпляров уникальной книги. Эмоциональный контакт с живой историей для новых россиян необходим как гарантия честного суждения о ней.
Григорий Козлов. Покушение на искусство. -- М.: Слово/Slovo. 2007
Историк искусства Григорий Козлов известен как бескомпромиссный боец за правду в мире искусства, полном на самом деле опасных, в том числе и криминальных, тайн. В конце 80-х вместе с коллегой Константином Акиншей Козлов занялся процессом о незаконно экспроприированных советским государством в ходе второй мировой немецких художественных ценностях. Можно сказать, благодаря Козлову мы теперь все знаем слово «реституция» (возвращение незаконно вывезенных сокровищ странам-владельцам). Параллельно историк работает в архивах разных стран над другими, особо интересными с точки зрения детектива сюжетами. Результатом многолетних штудий стал прошедший на «Первом канале» российского телевидения цикл передач «Тайная история искусства» и выпущенный издательством «Слово» опус «Покушение на искусство». Чтение этой книги по-настоящему увлекает и захватывает. 12 историй (остроумно названных «делами») повествуют о большинстве известных, терзающих культурную память мифов, биографий, загадок и преступлений. И перипетии с леонардовской Джокондой, и трагическое самоубийство Марка Ротко, и миф о сумасшествии Ван Гога, и знаменитые фальшаки XX века, и нападение маньяков на картины -- все становится предметом детальнейшего исторического расследования. Достойная восхищения эрудиция господина Козлова держит читателя в хорошем интеллектуальном напряжении, а точная профессиональная аналитика самого предмета искусства помогает принять книгу не только артбестселлером, но и серьезным знаточеским трудом.
С.О. Кузнецов. Не хуже Томона. -- Санкт-Петербург: Нестор. 2006--2007
Редко кто сегодня может найти в себе мужество между бессмысленным, но денежным занятием и осмысленным, но неоплачиваемым выбрать все-таки второе. Ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея Сергей Кузнецов смог. В результате наша культура обогатилась собранным по крупицам огромным архивом великого рода Строгоновых, среди которых были знатные государственные деятели, а граф Александр Сергеевич -- президент Академии художеств, покровитель искусств, автор идеи возведения Казанского собора в Санкт-Петербурге. Собственно, Александр Сергеевич Строгонов и является главным героем собранного Сергеем Кузнецовым архива. Первая книга архива вышла несколько лет назад, называлась «Пусть Франция поучит нас танцевать» и была посвящена юности графа, заграничному путешествию в целях образования и просвещения, строительству Строгоновского дворца на Невском проспекте. Вышедшая в начале уходящего года вторая книга масштабно представляет А.С. Строгонова в качестве выдающегося мецената, радетеля о славе российской посредством воспитания искусством. Книга -- уникальная коллекция всех известных, сохранившихся источников о жизни графа. Прочитав ее, неминуемо делаешь вывод: богатыри не мы. Пожалуй, исключение составляет сам Сергей Кузнецов, десятилетиями, во время работы в филиале ГРМ -- Строгоновском дворце, собирающий драгоценный архив, а затем издающий его за собственные деньги, без спонсоров и господдержки.
Российский акционизм. 1990--2000. Автор-составитель Андрей Ковалев. -- Издательство WAM при поддержке фонда «Новый музей»
Важнейшим условием понимания современного искусства является его системное восприятие, встроенность во внятный смысловой контекст. А этого не может быть без архивации и каталогизации. Уходящий год подарил нам возможность ввести в предметный разговор немалый фрагмент российской истории искусства новейшего времени. Признанный архивист contemporary art Андрей Ковалев подготовил концептуальный каталог большинства проводившихся в России перфомансов за самое агрессивное и ражее для нашей культуры время: с 1990 по 2000 год. В стране все стремительно менялось. Все, что еще вчера считалось священным, на завтра объявлялось позором и душегубством. В общем, как в том анекдоте: «дорогая редакция, я не успеваю охреневать». Именно в это десятилетие требовалось жесткое, радикальное искусство прямого действия и на злобу дня. Деятели культуры становились комментаторами тех идеологических тайфунов, что в конечном итоге ту эпоху разнесли. И сами перфомансы, живущие в режиме реалити-шоу, продували общественные и галерейные пространства будто сквозняки. Поймать их и впечатать в архивную карточку оказалось под силу только Ковалеву, погруженному в артпроцесс полностью и безвозвратно. Книга отлично издана. Каждый год летописи тщательно документирован. Никто не забыт. И ничто. Почти, конечно. Каким-то чудом отысканы и опубликованы фотографии с мест действий. Сделан вступительный развернутый комментарий. В общем, новая глава в истории российского искусства явлена. Теперь хотелось бы ввести ее в более строгий философский, научный дискурс и дать компаративную экспликацию в контексте истории мирового искусства.
Сергей ХАЧАТУРОВ