|
|
N°23, 08 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Плывут они в Бразилию
Россия будет достойно представлена на международных выставках
Государственный музейно-выставочный центр «Росизо» торжественно объявил имена российских художников, которые отправятся на международные художественные смотры: 25-ю биеннале в Сан-Паоло (Бразилия) и «Манифесту-4», что пройдет в этом году во Франкфурте-на-Майне.
Темой биеннале в Сан-Паоло станет «Иконография мегаполиса». Кураторы предполагают показать не только образ города в современном искусстве, но и «воздействие энергии и пространства мегаполиса на художников». Выставка в Сан-Паоло, созданная по образцу венецианской биеннале, придерживается аналогичного «государственного» представительства: каждая страна делегирует только одного художника. Россию будет представлять Сергей Братков. Его проекты, показанные ранее в галерее «Риджина», провокационные, на грани дозволенного, это истории современных лолит, детей подземелья, героев «пионерских частушек». Кроме государственных «посольств», в Сан-Паоло будет и единая международная выставка, включающая проекты кураторов из 11 городов. Их заморские организаторы сочли самыми важными в современном искусстве. Приятно, что в отличие, например, от Парижа Москва оказалась в числе избранных, хотя возникают и некоторые нехорошие объяснения такого предпочтения: кажется, что «развивающаяся» Бразилия хочет поддержать «развивающуюся» Россию. Куратор проекта Виктор Мизиано (заместитель директора «Росизо») расширил географические рамки (поскольку Москва на биеннале закрывает огромное пространство между Берлином и Пекином) и присоединил к москвичам Анатолию Осмоловскому, Дмитрию Гутову, Валерию Кошлякову, Владимиру Дубосарскому и Александру Виноградову украинца Бориса Михайлова. Впрочем, двое последних живут в основном в Берлине.
«Манифеста», национально-государственными условностями не связанная, выбрала Людмилу Горлову, Антона Литвина и группу «Радек» (молодые художники, учившиеся у Анатолия Осмоловского и Авдея Тер-Оганяна). Итог радикальным молодежным перформансам подведет глубоко позитивный Happy End Людмилы Горловой. Под вопросом участие наших художников в престижной кассельской «Документе».
Присутствие «наших» на международных выставках, отбирающих со всего мира самое-самое, -- яркий знак интереса не только к российскому искусству, но и к самой стране. Меж тем вхождение в мировой контекст не может даваться даром. В этом году «государственная» доля участия в бразильской биеннале будет, как положено, оплачена государством. К сожалению, другие расходы по представлению нашего искусства за рубежом перекладываются на принимающую сторону. Наработанные у нас механизмы поддержки искусства, даже и действуя, оказываются безнадежно чуждыми современным реалиям. Оттого и представлены русские художники за границей в основном стараниями небольших частных галерей, а не могучего государства.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ