|
|
N°239, 27 декабря 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
После генерала
Пакистан вспоминает Джинну, готовится к выборам и ждет терактов
Пакистанцы отсчитывают последние дни перед всеобщими парламентскими выборами. Они пройдут 8 января и должны стать еще одним вотумом доверия президенту Первезу Мушаррафу (на снимке), сменившему в уходящем году под давлением оппозиции военную форму на гражданский костюм, но так и не уступившему власть.
В последние дни у пакистанцев была возможность перевести дух и задуматься о грядущем выборе. День 25 декабря, когда большая часть христианского мира празднует Рождество, в мусульманском Пакистане также является государственным праздником. К христианству это не имеет отношения -- Исламская Республика празднует день рождения основателя страны Мухаммада Али Джинны. В уходящем году 131-й юбилей «великого лидера», как называют Джинну в Пакистане, совпал с празднованиями священного мусульманского праздника жертвоприношения.
Долгие праздники пришлись весьма кстати. 2007 год стал для страны юбилейным -- она отметила 60-летие своего появления на карте мира. Но это был и один из самых тяжелых годов в истории Пакистана. Страна пережила тяжелейший политический кризис, когда победивший на выборах в октябре 64-летний Первез Мушарраф никак не мог занять президентский пост. Правомочность его избрания ожесточенно оспаривала оппозиция, поддержанная Верховным судом.
В 2007 году пакистанская армия впервые в своей истории вела масштабные боевые действия в столице страны Исламабаде, выбивая вооруженных исламистов из так называемой Красной мечети. Еще одной головной болью для Мушаррафа остается ситуация в районе пакистано-афганской границы. Выступления вооруженных группировок там переросли в настоящую войну. Неудивительно, что в праздничные дни в Исламабад прилетел президент Афганистана Хамид Карзай. В программе состоявшегося на днях визита было обсуждение методов борьбы с террористами, включая группировку «Аль-Каида». Кабул время от времени обвиняет Исламабад в том, что тот якобы «закрывает глаза» на проталибские группировки, нашедшие убежище на пакистанской территории.
В преддверии праздников министерство внутренних дел обнародовало данные о том, что в 2007 году в Пакистане произошли 52 террористические атаки с участием боевиков-смертников. В результате погибли 563 и были ранены 1378 человек. Около половины терактов пришлось на Северо-Западную пограничную провинцию, где не прекращается противостояние правительственной армии и местных группировок, называющих себя «пакистанскими талибами».
Отчет устарел на стадии подготовки: в результате двух новых терактов, организованных террористами-самоубийцами, погибли еще свыше 60 человек. Первез Мушарраф по этому поводу сделал заявление, в котором признал, что, возможно, впервые в истории страны главной проблемой стало обеспечение ее внутренней, а не внешней безопасности.
Вообще же минувшая праздничная неделя была призвана продемонстрировать спокойствие и единство Пакистана. По мнению официальных властей, страна преодолела затяжной кризис и теперь «в полном соответствии с конституцией» готовится провести парламентские выборы. «Эти выборы докажут, что Пакистан -- современная демократия, -- заявил на днях Мушарраф. -- Все партии и движения имеют возможность участвовать в них».
Главком пакистанской армии генерал Мушарраф пришел к власти в 1999 году в результате военного переворота. Сейчас он понемногу учится жить без военной формы, а страна учится жить без генерала. Мушарраф оказался не самым плохим пакистанским лидером -- экономика страны растет в среднем на 7% в год, снизился уровень коррупции. Однако положение президента далеко не завидное.
И дело не только в том, что экстремистам, похоже, безразлично, носит президент военную форму или нет. «Главная проблема Мушаррафа в том, что он представляет самого себя. За ним стоит не программа или цель, а большая группа чиновников, сделавших карьеру при его режиме, и еще военные, -- заметил "Времени новостей" пакистанский обозреватель Тахир Хан. -- Мушарраф снял погоны и в глазах страны остается представителем армии, но появился вопрос о том, как долго военные будут поддерживать уже экс-генерала». С ним согласен политолог Аяз Ахмад: «Сценарий для Пакистана известен -- если гражданским силам не удастся обеспечить стабильность, к власти вновь может прийти армия».
Раскол в рядах оппозиции добавляет Пакистану неопределенности. Часть оппозиционеров примет участие в выборах, другие заявляют, что не станут баллотироваться «при неконституционном президенте». Партии, которые возглавляют экс-премьеры Беназир Бхутто и Наваз Шариф, идут на выборы. Но их вчерашние союзники уже объявили голосованию бойкот. «Борьба за власть похоронила единство антипрезидентской оппозиции, и это, наверное, самая хорошая новость для Мушаррафа, -- говорит "Времени новостей" Аяз Ахмад. -- Страна замерла. Все ждут выборов 8 января. Не готовы ждать, пожалуй, только террористические группировки». На улицах пакистанских городов введены повышенные меры безопасности. Но опыт показывает, что дополнительные патрули не останавливают террористов.
Евгений ПАХОМОВ, корреспондент РИА Новости в Исламабаде, -- для «Времени новостей»