По итогам 2007 года в президентской гонке в США от демократов лидируют бывшая первая леди 60-летняя
Хиллари Клинтон и сенатор от штата Иллинойс 46-летний Барак Обама. Лидерство среди республиканцев застолбили за собой 63-летний Рудольф Джулиани, прославившийся на посту мэра Нью-Йорка своими подвигами при ликвидации последствий теракта 11 сентября 2001 года, и бывший губернатор Массачусетса 60-летний Митт Ромни.
3 января кампания перейдет в новую важную фазу: в штате Айова пройдут так называемые собрания ячеек, являющиеся формой праймериз -- предварительных выборов кандидатов. Через пять дней такие же собрания пройдут в Нью-Гэмпшире, а следом и в других штатах. Цель кандидатов -- собрать как можно больше голосов людей, которые придут на эти собрания и зарегистрируются в качестве сторонников демократов или республиканцев. Два победителя примут участие в ноябрьских 2008 года выборах президента США.
В США вплоть до победы католика Джона Кеннеди на президентских выборах в 1960 году в течение почти двухсот лет президентами избирались только белые мужчины англосаксонского происхождения и протестантского вероисповедания -- это так называемые «васпы» (от первых латинских букв составляющих это магическое сочетание прилагательных -- WASP). Потом среди кандидатов стали все чаще мелькать католики и даже темнокожие, но побеждали все же «васпы». Уникальность этой кампании в том, что ни один из четырех лидеров «васпом» не является.
Из всей четверки кандидатов белым и протестантом является только один, да и то это женщина: бывшая первая леди демократка Хиллари Клинтон. Ее товарищ по партии
Барак Обама -- протестант, но отнюдь не белый англосакс. Его отец -- выходец из Кении, а сам Обама получил образование в мусульманской Индонезии.
Республиканец
Рудольф Джулиани -- белый, но не протестант. Он католик итальянского происхождения. Ну и, наконец, второй республиканец с шансами на выход в финал, Митт Ромни, -- мормон, что в глазах американского обывателя ставит его и вовсе вне христианской религии.
Эта ситуация могла бы показаться забавным казусом, если бы она не отражала важные для современной Америки реальности. Во-первых, страна становится все более многоэтнической. Во-вторых, ее влияние простирается на все регионы мира. Так что выборы президента США все более походят на выборы «председателя земного шара», пост которого прежде существовал только в воображении поэта Велимира Хлебникова.
С этой точки зрения отсутствие "васпов" в четверке лидеров является для США выигрышным моментом, поскольку сам факт участия в гонке выходца из Африки или практикующего католика сразу позволяет такому кандидату, а заодно и стране в целом приобрести большое количество «болельщиков» за пределами США. Барак Обама, например, в интервью газете «Интернэшнл геральд трибюн» заявил: «Если в качестве президента я поеду в бедную страну, ее лидеры узнают, что у меня есть бабушка в маленькой африканской деревне, где нет водопровода, а люди умирают от малярии и СПИДа».
Тот факт, что предлагаемая США формула «капитализм плюс демократия» стала всемирной, льстит самолюбию среднего американца и помогает ему мириться с растущим влиянием национальных и религиозных меньшинств в политике. Однако в последние годы граждане США чувствуют себя, по меткому англосаксонскому выражению, жертвами собственного успеха. «Как сильно надоела миру американская идея в первые семь лет двадцать первого века!» -- воскликнула американская писательница Джойс Кэрол Оутс на страницах журнала «Атлантик». Сделав заявку на монопольное владение рецептом прогресса, американские лидеры накликали на свою голову не лавры победителя, а град упреков со всего мира.
Среднему американцу трудно понять и то, почему за Владимира Путина, которого так часто критикуют американские политики, голосует большинство россиян. На встречах с активистами республиканской и демократической партий кандидатам сейчас задают вопросы, почему иракцы никак не начнут жить в федеративном демократическом государстве, а венесуэльский популист Уго Чавес одним выкриком «янки, гоу хоум» собирает под свои знамена половину Латинской Америки. Неподдельное удивление в США вызывают случаи, когда в антиамериканских целях используются демократические процедуры. Пример -- честная победа радикального движения ХАМАС на выборах в Палестинской автономии в начале 2006 года. Узнав об этой победе, госсекретарь США Кондолиза Райс, как говорят злопыхатели, упала с механической беговой дорожки у себя в офисе.
Или ситуация, сложившаяся вокруг прошедшего в декабре саммита Евросоюз--Африка в Лиссабоне. США и Великобритания выразили пожелание, чтобы на него не был допущен президент Зимбабве Роберт Мугабе, но на его приезде настояли лидеры ряда африканских государств. Причем президент ЮАР Табо Мбеки, демократ и защитник либерального бизнеса, намекнул, что африканцам лучше знать, как обстоят дела с правами человека в Зимбабве. Как тут не всплеснуть руками?!
На все эти вопросы действующий президент США Джордж Буш дал оптимистический ответ: «В конце концов призыв свободы доходит до каждого сердца, до каждой души». Будучи идеалистами в стратегии, американцы остаются прагматиками в тактике, а потому они этим ответом не удовлетворились. Отношение к «трудновоспитуемым» недемократическим режимам -- это одна из важных тем предвыборной кампании 2008 года, что делает ее интересной и для России.
Вот первый и самый простой вариант ответа на все эти «почему»: общества в недемократических странах не доросли до демократии в силу особенностей своей культуры. Обозреватель американской газеты «Уолл-стрит джорнэл» Брет Стефенс перечислил популярный реестр недостатков таких обществ: «Африка и арабский мир -- слишком племенные общества. Исламский мир не делает различия между духовной и светской властью. Латинская Америка никак не найдет золотую середину между популизмом и патернализмом. Китайцы слишком привыкли к императорам и мандаринам, а русские -- к царям и бюрократам».
Эти упреки имеют под собой почву, но у «трудновоспитуемых» может найтись не менее длинный список упреков к воспитателям. «Американцев часто удивляет «антиамериканский» поворот в российской внешней политике, но ведь и сами США с 1991 года не сделали ни одной уступки России, даже в те периоды, когда Россия во всем шла навстречу их требованиям. Более того, американское законодательство так устроено, что уступки могут оказаться не только политически, но и юридически невозможными», -- заметил "Времени новостей" глава Центра международных исследований США и Канады РАН Анатолий Уткин.
Непонятно, почему в Китае и России общества не доросли до демократии, а индийское общество до этой самой демократии уже доросло. Не срабатывает ни демографический, ни образовательный, ни экономический подход: по образованию и доходам на душу населения Россия обгоняет Индию, где грамотны только 68% населения, а по его численности Индия вполне сопоставима с огромным Китаем. Обозреватель «Уолл-стрит джорнэл» сравнивает подобные расчеты со спортивной статистикой, которая, кажется, способна предсказать все, но только до первой победы малоизвестной команды или внезапного поражения какого-нибудь «звездного состава».
Вслед за так и не проясненным вопросом «почему» встает не менее важный: «что делать?». И вот здесь складывается неприятный для России консенсус. Сенатор Джон Маккейн, возможный кандидат от Республиканской партии, давно предлагает исключить Россию за отступление от демократии из «большой восьмерки». Лидер среди демократов Хиллари Клинтон год назад рекомендовала дать Нобелевскую премию мира Михаилу Саакашвили и Виктору Ющенко. Оба предложения показательны. Антироссийские идеи расхожи среди политиков США, а консервативный фонд «Наследие» даже предложил набор мер по перевоспитанию России. Он включает передачу через Интернет сюжетов и выступлений, запрещенных к показу руководством российского телевидения, помощь десяткам тысяч российских неправительственных организаций и создание музея жертв коммунизма где-нибудь в Восточной Европе. Еще одно направление -- помощь правительствам Грузии и Украины.
Но кому-то подобное воспитание может показаться унизительным. Уж очень оно напоминает работу «комитета по перевоспитанию диких товарищей», который организовал хряк Снежок в притчевой повести «Звероферма» Джорджа Оруэлла.