|
|
N°238, 26 декабря 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Подполковник осваивает буквы
Библиотека администрации президента пополняется литературными опусами
Отставной подполковник ФСБ из Нижнего Новгорода Николай Культяпов решил сообщить о своем существовании бывшему коллеге -- президенту России Владимиру Путину. Он отправил в администрацию президента свое творение, за которое его -- пока единственного в Нижегородской области -- занесли в Книгу рекордов Гиннесса. Г-н Культяпов туда угодил за написание экспериментальной повести под названием «Ольгин остров», где все слова начинаются на одну букву. Собственно, именно безобидному буквоедству и посвятил себя после службы в органах госбезопасности подполковник.
Известная народная присказка в изложении Николая Культяпова гласит: «Однажды отец Онуфрий, отслужив обедню, отправившись осматривать окрестности Онежского озера, обнаружил обнаженную Ольгу. «Отдайся, Ольга, озолочу!» Дальше в народном изложении следует преимущественно табуированная лексика. Однако г-на Культяпова это не смутило, и он решил продолжить анонимную историю, используя дух и букву оригинала. Спустя пять месяцев родился текст под названием «Ольгин остров». В нем 16 тыс. слов на букву «о». Причем каждое слово повторяется в среднем не более четырех раз, что является предметом особой гордости автора.
На этом эксперимент не закончился. Вдохновленный успехом, Николай Культяпов засел за новый однобуквенный роман. Через полгода из-под пера буквоеда вышло сочинение, в два с половиной раза превосходящее по объему предыдущее: 40 тыс. слов на букву «п» в тексте под названием «Приключения пехотинца Павла Петрова». Вот характерный фрагмент из этого опуса: «Порой перепьет Поликарп Прохорович, поругается по пьянке, потом, психанув, плюнет, притопнет по поводу претензий придирчивой Пелагеи Павловны, пригрозит покинуть правую половину при повторении придирок». Или другой отрывок -- о любимой певице подполковника Алле Пугачевой: «Появившись простенькой певичкой, постепенно поднималась по приступкам популярности, преодолевала препятствия. Поменялись поколения певцов, примадонна по-прежнему поет, поныне продолжает пребывать простой Пугачевой, презирая псевдонимы».
Известно, что многие литераторы экспериментировали с написанием произведений, начинающихся на одну букву. Однако языковых опусов, сопоставимых по объему с сочинениями нижегородца, мировая литература еще не знала. «Можно написать произведение практически на любую букву русского алфавита», -- считает Николай Культяпов. Нижегородец даже составил словарь характеристик большинства букв российского алфавита. Например, в русском языке почти не существует глаголов на букву «а», но г-н Культяпов утверждает, что на «а» тоже можно сочинить целый роман, используя синонимы. Иные алфавиты и языки он не жалует, поскольку «в большинстве европейских языков присутствуют артикли, мешающие воплощению творческого замысла», а, например, «восточные языки совсем не годятся для подобного самовыражения -- иероглиф на иероглифе».
Но специалисты-филологи, похоже, экспериментом не вдохновились. Специалисты творчество Культяпова не жалуют. «Любое литературное произведение предполагает наличие смысла, а в том же "Ольгине острове" я никакого смысла не вижу, -- пояснил «Времени новостей» свой скептицизм научный сотрудник филологического факультета Нижегородского государственного университета им. Лобачевского Леонид Малов. -- Содержание повести предельно вторично по отношению к ее форме. В результате мы имеем эффект дурной бесконечности, который не дает ничего нового для понимания содержания. Сверхзадача автора "пойти на рекорд" вступает в противоречие собственно с творчеством. Такого рода произведения не содержат тайн. Практика показывает, что формальные эксперименты воспринимаются неплохо, если написаны в жанре малых форм. Например, "заумь" футуристов начала XX века была достаточно жизнеспособной и дала толчок развитию литературы. Но покажите мне хоть одного человека, кто (кроме самого автора) дочитал до конца "Ольгин остров"?»
Покупатели книжных магазинов, видимо, придерживаются схожего мнения -- книги Николая Культяпова берут неохотно. Поэтому он, похоже, решил попасть сразу в библиотеки. Один экземпляр «Ольгина острова» был направлен в библиотеку конгресса США. А «Приключения пехотинца Павла Петрова» автор послал президенту страны. С дарственной надписью «Президенту Путину -- проводнику перестроечных процессов, продолжателю политики...» и прочие «п». Спустя некоторое время из администрации президента пришла отписка -- мол, книга направлена в библиотеку президента страны. Отставной подполковник и этим результатом удовлетворен.
Сергей АНТОНОВ, Нижний Новгород