Время новостей
     N°240, 28 декабря 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.12.2007
Сделка на годы
«Газпром» начал покупать «Белтрансгаз» по частям
Обещанного, как говорится, три года ждут. В случае с «Белтрансгазом» милости от Александра Лукашенко «Газпром» ждал пять лет. А если за точку отсчета взять первое межправительственное соглашение на эту тему, то ее история насчитывает добрых лет пятнадцать. В итоге «Газпром» согласился оценить «Белтрансгаз» в 5 млрд долл. -- именно столько захотел получить г-н Лукашенко пять лет назад, когда сделка была благополучно сорвана. В качестве непременного условия белорусские власти обязались не вводить «золотую акцию» на предприятии, наличие которой сделало бы «Газпром» как акционера совершенно бесправным и непричастным к управлению компанией.

В мае 2007 года Минск подписал с российским концерном договор купли-продажи 50% акций белорусского газотранспортного предприятия за 2,5 млрд долл. По условиям соглашения «Газпром» будет покупать по 12,5% акций ежегодно в течение четырех лет. Первый транш (деньги в Минск, акции в Москву) состоялся летом.

А первый большой документ о создании на базе «Белтрансгаза» совместного российско-белорусского предприятия (формулировка, призванная облагородить обычную сделку по приватизации) был подписан еще в далеком 1993 году. Как раз тогда начались интенсивные переговоры о строительстве нового маршрута экспорта российского газа в Европу, альтернативного советской газотранспортной инфраструктуре, которая до сих пор перекачивает в ЕС львиную часть российского сырья через Украину. Газопровод Ямал--Европа был построен, но сделал это сам «Газпром», а не совместное предприятие, которое так и не удалось сформировать.

В 2002 году была предпринята еще одна попытка реанимировать совместное предприятие. В соглашении о создании равных условий в области ценовой политики и о расширении сотрудничества между Москвой и Минском речь шла о поставках газа по внутрироссийским ценам в обмен на создание СП на базе «Белтрансгаза». Но за полтора года стороны так и не сошлись в цене. Г-н Лукашенко исходил из оценки 5 млрд долл., которую сделал один из государственных белорусских институтов. «Газпром» предлагал измерять вклад Минска в будущее СП по балансовому методу, а балансовая стоимость активов «Белтрансгаза» составляла 600 млн долл. То есть «Газпром» предлагал за свою долю 300 млн долларов.

Характерно, что процесс пошел только после того, как вещи назвали своими именами. Вместо политкорректного совместного предприятия в официальных речах появился термин «купля-продажа на рыночных условиях». Конечно, нельзя забывать, что изменению газовых отношений между Москвой и Минском предшествовали тяжелые испытания. И однодневная газовая война с полным прекращением на сутки поставок сырья в Белоруссию и транзита в Европу через ее территорию (в феврале 2004 года). И речи Александра Лукашенко, в которых он сравнивал поведение Кремля с деятельностью фашистской Германии и наделял руководителей «Газпрома» многочисленными обидными прозвищами. В результате пятилетнее соглашение о поставках газа в Минск, транзите его через территорию Белоруссии и купле-продаже «Белтрансгаза» было скреплено главой «Газпрома» Алексеем Миллером и первым вице-премьером Владимиром Семашко под бой курантов и звон бокалов с шампанским.

Ирина ЦЫРУЛЕВА, Наталья РОМАНОВА, Николай КОЧЕЛЯГИН, Алексей ГРИВАЧ, Николай ГОРЕЛОВ, Андрей ДЕНИСОВ