Время новостей
     N°238, 26 декабря 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.12.2007
Три уклониста на одного добровольца
Государство в 2007 году налогов не снижало, а налоговую амнистию провалило
Успехи налоговой политики много лет подряд в конце года привычно измерялись процентами пониженных налоговых ставок. В нынешнем декабре все не так. Особенных налоговых обещаний в уходящем 2007 году государство не давало, снижать налоги не обещало, а обещало лишь усиливать налоговый контроль. Год мог бы пройти под знаком налоговой амнистии, но популяризацией этой идеи государство озаботилось слишком поздно. Так что измерить налоговые итоги года числом добровольных декларантов утаенных доходов, похоже, уже не получится.

Еще в самом начале года государство, обремененное новыми социальными обязательствами, открыто дало понять, что отныне на несколько лет вперед ограничено в возможностях снижать налоговую нагрузку. Поэтому в минфиновском варианте «Основных направлений налоговой политики на 2008--2010 годы» вообще не оказалось упоминания о снижении ставок единого социального налога и налога на добавленную стоимость.

Сменившееся весной руководство Федеральной налоговой службы (переброшенного на Министерство обороны Анатолия Сердюкова сменил его заместитель Михаил Мокрецов) начало проводить реорганизацию ведомства, а заодно и корректировать методы контроля. Налоговое ведомство объявило о начале нового этапа в осуществлении контроля за гражданами, когда объектом внимания станет не налог, а налогоплательщик, в том числе физическое лицо. Объектами пристального внимания стали, в частности, владельцы сдаваемой внаем недвижимости.

Дополнительные проверки по подоходному налогу и розыск неплательщиков принесли результаты: за первое полугодие фискалам удалось перевыполнить годовой план. Практику дополнительных проверок по результатам декларационной кампании налоговики обещают расширить. В этом году уклонистов искали только «бумажными» методами, проводя по декларациям лишь камеральные проверки, а в следующем, как уверяет источник в ФНС, гражданам можно ждать визитов на дом.

Правда, пока количество тех, кто добровольно декларирует свои доходы в установленный срок, почти в три раза меньше количества принудительных декларантов.

Налоговая амнистия обещала стать «хитом» года. Но не свершилось. За идеологическую поддержку кампании не отвечало ни одно ведомство. Ни федеральные, ни региональные власти долгое время не считали нужным заботиться о популяризации налоговой амнистии, буквально за десять дней до нового года попытавшись наверстать упущенное.

С подоходным налогом правительство экспериментировать в уходящем году не стало. Плоская шкала подоходного налога, существующая более шести лет и являющаяся объектом повышенного внимания со стороны политиков, специализирующихся на социально-популистской риторике, так и осталась плоской. С прочими «личными» налогами сюрпризов также было немного. Московские власти попытались радикально увеличить транспортный налог, но остановились на компромиссном варианте. В отличие от своих региональных коллег, не гнушающихся иногда двух-трехкратным повышением ставок налога. При этом ни в столице, ни в регионах при расчете ставок налога по-прежнему не начали учитывать ни стоимость автомобиля, ни его возраст, а только лишь «лошадиные силы».

Налог на недвижимость также пока не разработан. Задача привести налогообложение недвижимости в рыночные рамки выросла в несколько параллельно существующих концепций. Взимать ли налог исходя из рыночной стоимости жилья, исходя из доходов его владельцев, облагать налогом не стоимость недвижимости, а ее метраж или же вводить повышенный налог только для собственников нескольких квартир -- российская власть пока не определилась.

Налоги для бизнеса также остались в прежнем виде. Российским бизнес-объединениям, похоже, так и не удалось консолидировать свои лоббистские возможности. Из-за несогласованности позиции не удалось продвинуть на уровень правительства предложения предпринимательских объединений по налоговому администрированию и реформе НДС. Взаимные укоры Российского союза промышленников и предпринимателей и «Деловой России» по поводу того, «как нужно лоббировать», продолжались до середины осени, когда малому и среднему бизнесу был сделан реверанс на самом высоком уровне. Президент Владимир Путин, встретившись с представителями «Деловой России» и ОПОРЫ, одобрил предложенную «ДР» концепцию реформирования НДС. Правда, о снижении ставки там не говорится. Предлагается лишь упростить расчет и взимание этого налога.

Договориться о снижении налоговых ставок бизнес, похоже, уже отчаялся. Весь год речь, по существу, шла об установлении новых правил взаимопонимания. Причем не на уровне «премьер--олигарх», а на уровне «налоговый инспектор -- главный бухгалтер». Большие конфликты вырастают зачастую из малой ошибки в налоговой отчетности, а проблемы субординации между Минфином и ФНС еще больше усугубляли ситуацию. Налоговики порой не принимали в расчет разъяснения Минфина о порядке взимания того или иного налога. А плательщики метались между двумя ведомствами. К концу года ситуация стала выправляться. Путаницы теперь добавляет лишь то, что сегодня публикация разъяснений Минфина идет выборочно, и налогоплательщик зачастую узнает о позиции финансового ведомства из средств массовой информации, добывающих неопубликованные письма и распоряжения чиновников. Чтобы исправить эту ситуацию, Минфин готов размещать все без исключения разъяснения на своем официальном сайте.

Ирина СКЛЯРОВА
//  читайте тему  //  Налоговая реформа