|
|
N°238, 26 декабря 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Минус на минус дает плюс
Московские власти опять столкнулись с «неожиданным» профицитом бюджета
Столичные финансисты с завидным постоянством демонстрируют неспособность правильно спрогнозировать доходы городской казны. Вчера на заседании городского правительства, где подводились итоги 2007 года, даже депутаты Мосгордумы от «Единой России» вынуждены были признать справедливость высказываний оппозиционеров, обвиняющих мэрию в искусственном завышении бюджетного дефицита на бумаге. В реальности по итогам года столичная казна вот уже несколько лет оказывается в плюсе. В частности, уже по итогам девяти месяцев 2007-го было ясно, что превышение доходов над расходами составило 124,2 млрд руб. при запланированном дефиците в 95,8 млрд руб. Все это, как признал председатель бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы единоросс Игорь Антонов, приводит к «неритмичности» освоения средств казны. «Нам не удалось избавиться от штурмовщины и авралов при выполнении городских программ», -- заявил он.
Напомним, что на привычку чиновников недооценивать доходы, чтобы потом кулуарно распределять сверхсметные средства по различным инвестиционным программам, обратил внимание и лидер фракции «Яблоко -- Объединенные демократы» Сергей Митрохин. При обсуждении осенью этого года предложенного мэрией почти триллионного бюджета-2008 он призвал чиновников существенно урезать адресные инвестиционные программы, перебросив средства на социальные расходы. Деньги на инвестпрограммы все равно найдутся ближе к концу года, утверждал г-н Митрохин. Частично с его предложениями представители партии власти в Мосгордуме согласились, и вчера стало ясно почему -- объем «сверхдоходов» действительно позволяет правительству города безболезненно выделять значительные средства в нужные сферы. Правда, тут уже появляется другая проблема -- их эффективного освоения.
По подсчетам Игоря Антонова, доходы московского бюджета за последние три года выросли с 440 млрд руб. до более чем 970 млрд руб., однако чиновники систематически не успевают порционно тратить средства. Так, в 2005 году на второе полугодие финансового года пришлось 33,7% от общей суммы расходной части бюджета, в 2006 году -- уже 40,3%. В 2007 году за последние несколько месяцев освоено почти половина всех средств -- 45,3%, или 444, 5 млрд руб. Депутат отметил «нарастающую тенденцию нерациональности расходов при динамичном росте доходов»: более половины объема адресных инвестиционных программ пришлось осваивать в четвертом квартале 2007-го. В итоге, утверждает г-н Антонов, город отстал в реализации программы подготовки квалифицированных кадров, не удалось достичь запланированного результата и по некоторым социальным проектам. «Только 15% семей от запланированного улучшили свои жилищные условия», -- посетовал депутат. Правда, как и положено представителю партии власти, он тут же заверил, что неизрасходованные средства «размещены в банках на депозитах и в любом случае обеспечат выполнение городских программ».
В мэрии практику неравномерного освоения бюджетных средств объясняют якобы непривычно большим для чиновников размером казны. «Большой объем средств приводит к тому, что мы работаем более затратным способом», -- подтвердил расточительность подчиненных первый заместитель мэра, руководитель комплекса экономической политики и развития города Юрий Росляк. Он пообещал, что с 2008 года финансисты будут руководствоваться принципом «не максимальное освоение средств бюджета, а максимальный результат».
В том, что его команда является жертвой «синдрома большого бюджета» попытался уверить депутатов и мэр города Юрий Лужков. «По реализации программ города мы сработали удовлетворительно», --- оценил он работу своих подчиненных, отметив «определенное расслабление» в исполнении бюджета. «Обращаюсь с требованием экономить городские деньги, обеспечить большее вложение мозгов в их распределение, -- заявил г-н Лужков, обратившись, в частности, к руководителю стройкомплекса города Владимиру Ресину. -- Это вам в качестве упрека, что не смогли обеспечить равномерного строительного процесса. Раньше была серьезная разбивка по кварталам -- по 25% ровненько выполняли. Сейчас же большое число объектов сконцентрировано в конце года, авральная, негодная атмосфера». Мэр выразил надежду, что созданные в этом году городские службы «Москонтрактконтроль» и «Мосинвестконтроль», призванные в том числе контролировать расходы казны, «будут усиливать это направление».
Юлия ХОМЧЕНКО