Время новостей
     N°238, 26 декабря 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.12.2007
Торжество формата
От агрессивной политической трескотни устали все: и зрители, и телевизионщики, и сами политики. Может быть, поэтому долгожданная новость о преемнике как-то всех примирила и успокоила, что лишний раз подчеркнуло абсурдность современной российской действительности. Ни один телекомментатор, включая самого (!) Владимира Владимировича Познера, не удивился факту назначения всенародно избранного президента. Все телеобсуждения текущего момента сводились к вялым беседам на тему, хорош или недостаточно хорош новый президент и похож или не похож он на старого. Остальные кандидаты никого не интересовали и вряд ли заинтересуют. Новость о том, что американский журнал «Тайм» назвал нашего президента «человеком года», стала настоящим подарком для «телеопричников»: ведущие информационных программ заходились от восторга, едва справляясь с удушающими приступами патриотизма. На издевательские фотографии, определение «русский царь» и весьма язвительное содержание текста в журнале старались не обращать внимания. Заданный формат не позволял. Так что американцы зря старались -- их шутку приняли всерьез.

Под конец года зрители дождались и настоящих кинопремьер: весь декабрь за рейтинги боролись «Ликвидация» («Россия») и «Преступление и наказание» («Первый»). И эти работы, безусловно, стали главным манком декабрьской телепрограммы. Фильм Сергея Урсуляка держал крепкой интригой, динамичностью и плотностью сюжета и, конечно, добротным актерским ансамблем. Фильм здорово придуман и стилистически выверен и мог бы встать в ряд с культовыми работами Говорухина («Место встречи изменить нельзя») и Германа («Мой друг Иван Лапшин»). Но... Талантливый и тонкий режиссер Урсуляк сделал все, что мог в заданных обстоятельствах. Слабый сценарий (большое количество нестыковок, штампов и откровенных ляпов) и примитивизм сериального формата (упрощение, однозначность поступков и характеров, что неизбежно приводит к общему ощущению фальши, неправды), видимо, побороть невозможно. Поэтому даже яркие актерские работы (Владимира Машкова, Константина Лавроненко, Лики Нифонтовой, Сергея Маковецкого, Ксении Раппопорт, Олега Басилашвили) остались на уровне творческих заявок, пусть и весьма выразительных.

«Преступление и наказание» Дмитрия Светозарова -- произведение внятное (тут со сценаристом все в порядке!), но какое-то стоячее. Хотя мрачный, депрессивный образ Петербурга в фильме, безусловно, присутствует. В героях доминирует состояние обреченности, покорности судьбе. Но какого-то внутреннего нерва, горения в картине, к сожалению, нет.

Мы опять оказались в плену стереотипов, навязанных нам в советских школах и кинотеатрах. В Одессе -- Беня Крик, в лесу -- лесные братья, в диверсантах -- бывшие уголовники, а в Петербурге -- мрак и грязь. И всенародно избранный президент уже назначен.

Ксения ЛАРИНА, «Эхо Москвы»