Ленинский райсуд Владивостока вчера
вынес приговор экс-мэру города Владимиру Николаеву. Признав бывшего градоначальника виновным в злоупотреблении и превышении должностных полномочий и нанесении ущерба столице Приморья в размере 13,3 млн руб., суд не стал изолировать г-на Николаева от общества и назначил ему условный срок лишения свободы на четыре с половиной года. Осужденный, который на суде сознался в совершенных преступных деяниях, а в последнем слове просил оказать ему снисхождение, таким исходом может быть доволен. Его адвокаты пока воздержались от комментариев, зато прокуратура, как сообщили вчера ее представители, обязательно подаст представление на вердикт суда, поскольку считает его слишком мягким. Примечательно, что вчера прокуратура объявила о передаче в суд
очередного дела другого бывшего мэра Владивостока -- Юрия Копылова, занимавшего этот пост до г-на Николаева и также уже получившего условный срок.
Уголовное дело мэра Владивостока Владимира Николаева было возбуждено в марте этого года и продолжило череду скандалов, преследующих местные власти еще с 90-х годов. Г-н Николаев, как сообщали СМИ, в регионе был известен не только в связи с деятельностью на политическом поприще -- до «хождения во власть» он будто бы считался «авторитетным» гражданином и в среде «уважаемых» людей якобы носил прозвище Винни-Пух. В начале года правоохранительные органы Приморья начали масштабную операцию по декриминализации региона. Обвинения были предъявлены не только г-ну Николаеву, но и еще ряду чиновников. В конце апреля Ленинский райсуд Владивостока по ходатайству прокуратуры отстранил мэра от должности. При этом г-н Николаев не счел нужным появиться на заседании суда по данному вопросу, но зато собрал пресс-конференцию, на которой назвал возбужденное против него дело «заказом». Он сообщил, что речь идет об огромных деньгах, но называть суммы не стал под тем предлогом, что это могло вызвать у слушателей «удивление и шок». После пресс-конференции чиновник сразу же вылетел в столицу, видимо, решив поискать там защиту. Но именно это и стало причиной его ареста, поскольку, покинув Владивосток, г-н Николаев тем самым нарушил данное следователям обещание не покидать город без особого разрешения. Домой отстраненный мэр отправился уже в наручниках.
Кстати, обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями г-ну Николаеву было предъявлено именно за охрану своей персоны за счет городского бюджета. Как установило следствие, в 2004--2005 годах с санкции мэра были подписаны договоры с управлением вневедомственной охраны при УВД Приморья, согласно которым вооруженные сотрудники милиции должны были охранять имущество администрации города. Этим имуществом, как оказалось, был сам глава Владивостока -- охранники ежедневно сопровождали его во время поездок по городу и сторожили его дом на Лунной улице,13. А с июня 2005 по февраль 2007 года к кортежу мэра присоединились машины ГИБДД. В прокуратуре подчеркивали, что должность г-на Николаева не относилась к категории подлежащих обязательной государственной охране. Однако он пользовался и услугами частных телохранителей. Подписав договоры с частным охранным предприятием «Союз», как установило следствие, мэр расплачивался с ними опять же из бюджетных средств.
Прокуратура также инкриминировала градоначальнику незаконное выделение в аренду частным лицам четырех земельных участков площадью по 1,5 га на 49 лет. Но эти участки относились к федеральной собственности, поскольку на них произрастал лес первой категории. По подсчетам следствия, своей противоправной деятельностью г-н Николаев нанес ущерб городскому бюджету на 13,3 млн рублей.
Суд над экс-мэром начался всего неделю назад, 17 декабря и вопреки ожиданиям закончился феноменально быстро для дела подобного масштаба. Подсудимый Владимир Николаев, который еще полгода назад обвинял правоохранительные органы в предвзятости и твердил о своей невиновности, неожиданно во всем сознался, раскаялся и попросил суд рассмотреть его дело в особом порядке. Такой экспресс-метод судебного процесса позволяет не исследовать все доказательства в полном объеме, как это обычно происходит, а после оглашения обвинительного заключения сразу перейти к обсуждению меры наказания и вынести приговор, который априори будет обвинительным. Все это возможно при согласии всех участников процесса -- подсудимого, обвинителя и потерпевших. Согласившийся на особый порядок обвиняемый получает определенную гарантию -- суд не сможет назначить ему наказание, превышающее две трети от максимально установленного Уголовным кодексом. Таким образом, хотя г-ну Николаеву грозило семь лет колонии, больше четырех с половиной он бы не получил.
В итоге суд ему именно такой срок и отмерил. Но не реальный, а условный. И экс-мэр Владивостока благополучно вышел на свободу. Его адвокаты уклончиво прокомментировали приговор, назвав его «ни жестким, ни мягким». А прокуратура тут же объявила о намерении подать кассационное представление в вышестоящую судебную инстанцию. «Следственные органы не согласны с приговором», -- заявила вчера старший помощник прокурора Приморья Ирина Номоконова.
Не успел отзвучать приговор одному отставленному мэру Владивостока, как эти же органы объявили о передаче в суд материалов дела по аналогичным обвинениям в отношении другого экс-мэра города, предшественника г-на Николаева -- Юрия Копылова. Как сообщила вчера старший помощник руководителя следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Приморского края Аврора Римская, ему инкриминируют злоупотребление должностными полномочиями. «По данным следствия, Копылов, исполняя обязанности мэра Владивостока, не являясь лицом, подлежащим государственной охране, организовал под видом охраны имущества администрации Владивостока за счет городского бюджета круглосуточную милицейскую охрану себя, членов своей семьи, а также своего личного имущества», -- сказала г-жа Римская. Ущерб, нанесенный горбюджету, оценен на сумму более 4 млн руб. При этом один условный срок у г-на Копылова уже есть. В мае этого года тот же Ленинский райсуд признал его виновным в превышении должностных полномочий. Суд установил, что, будучи главой администрации города, Копылов незаконно заключил договор с японской компанией на строительство колумбария для участников Великой Отечественной войны на сумму 4 млн долл., и на счет фирмы из бюджета города были перечислены 6,5 млн рублей.