В наступающий новый год Киргизия вступит с полностью сформированными ветвями власти, исполнительной и законодательной. Вчера, спустя неделю после состоявшихся 16 декабря
досрочных парламентских выборов, собрался новый депутатский корпус, чтобы одобрить кандидатуру нового премьер-министра страны и избрать спикера парламента.
Главой правительства был избран 46-летний Игорь Чудинов (
на снимке), с февраля по октябрь этого года возглавлявший министерство промышленности, энергетики и топливных ресурсов Киргизии, а перед этим в течение двух лет руководивший ОАО «Кыргызгаз». Кандидатуру г-на Чудинова в соответствии с новой конституцией внесла фракция президентской партии «Ак Жол», имеющей абсолютное большинство в парламенте. Назначение Игоря Чудинова главой правительства не стало сенсацией для киргизской элиты -- его имя в качестве будущего премьер-министра называли еще за несколько месяцев до парламентских выборов.
Аргументы в пользу кандидатуры г-на Чудинова для нынешнего руководства страны выглядели очевидными. Во-первых, он не замечен в оппозиционной деятельности и лишен политических амбиций. Во-вторых, он русский, что надежно свидетельствует об отсутствии клановой принадлежности, характерной для практически всех киргизских политиков. Кроме того, его назначение будет служить добрым знаком как для русскоязычных граждан Киргизии, так и для российского руководства. И, наконец, в-третьих, в случае необходимости Игорь Чудинов всегда будет готов уступить свое место политическому назначенцу. И даже, спасая президента, взвалить на себя главную ответственность за неизбежное принятие непопулярных решений.
Иначе выглядит избрание спикером жогорку кенеша Адахана Мадумарова -- бывшего тележурналиста, одного из активных лидеров киргизской оппозиции, вынудившей уйти в отставку президента Акаева в ходе мартовских событий 2005 года. Накануне декабрьских выборов он подал в отставку с поста госсекретаря, чтобы иметь возможность баллотироваться в депутаты от президентской партии «Ак Жол». 42-летний г-н Мадумаров заслужил репутацию яркого оратора, хорошего полемиста и даже главного идеолога нынешнего киргизского режима.
После 1995 года Адахан Мадумаров был депутатом парламента трех созывов. Многим наблюдателям в Киргизии было очевидно, что, снова подавшись в депутаты, политик не видит себя иначе как в кресле спикера. Однако точно такие же амбиции испытывала и экс-председатель конституционного суда Чолпон Баекова, избранная в парламент от той же партии власти «Ак Жол». Разница между этими влиятельными киргизскими политиками носит не столько гендерный, сколько клановый характер. Если г-жа Баекова представляет северный чуйский клан (уроженка Кеминского района, родного для экс-президента Аскара Акаева), то г-н Мадумаров -- выходец с юга страны, из Оша.
В закулисной борьбе за руководящие посты в парламенте, очевидно, не без поддержки Белого дома (так называют резиденцию президента Киргизии в Бишкеке) победу одержал южанин Мадумаров. Не исключено, что пост спикера он рассматривает в качестве трамплина в будущей президентской гонке. Баековой пришлось удовольствоваться одним из трех постов вице-спикера. В результате, как утверждают многие эксперты, впервые за постакаевский период в высшем руководстве Киргизии, не считая администрации президента, не будут представлены северяне. Учитывая традиционное выстраивание баланса на властных постах республики, подобное доминирование южного клана (президент Бакиев также выходец с юга), утверждают информированные собеседники «Времени новостей» в Бишкеке, может в ближайшее время привести к росту недовольства среди жителей севера страны. Учитывая неизбежный рост цен на топливо и продовольствие весной 2008 года, этот протестный ресурс может оказать серьезное дестабилизирующее влияние на обстановку в Киргизии.
Уже вчера в Бишкеке прошла встреча представителей оппозиционных партий республики, оказавшихся по итогам выборов вне стен парламента. Среди них такие известные политические силы, как «Ата-Мекен», «Ар-Намыс» и «Асаба». На встрече было решено начать подготовку к сбору 300 тыс. подписей в поддержку принятия новой конституции Киргизии, а также подумать над созданием «теневого» парламента.