Михаил Саакашвили пытается договориться с оппозицией и приглашает Владимира Путина на инаугурацию
В Грузии опять складывается предреволюционная ситуация. Сегодня начинается новая волна протестов с требованием проведения второго тура президентских выборов. В митинге, прошедшем в воскресенье в Тбилиси, приняло участие около 80 тыс. человек.
В объединенной оппозиции,
лидер которой депутат Леван Гачечиладзе, по данным ЦИК, набрал 5 января 25,7% голосов, заявляют, что не допустят инаугурации Михаила Саакашвили (официально он получил 53,4%), намечающуюся на 20 или 21 января. «С самопровозглашенной властью не сотрудничают, -- заявила Тинатин Хидашели из Республиканской партии. -- У нас есть де-факто президенты Абхазии и Южной Осетии. Теперь появится еще и де-факто президент Грузии». Оппозиция оспорит итоги выборов в судебном порядке.
Михаил Саакашвили сам признал, что проиграл Тбилиси. Он получил в два раза меньше голосов, чем оппозиционный кандидат. Оппозиция считает, что, если бы не тотальные нарушения, то и результаты в провинциях были бы другими. Депутат-консерватор Звиад Дзидзигури заявил «Времени новостей», что «реально Саакашвили получил 37%, остальное -- это фальсификация». «Саакашвили боится второго тура, так как с глазу на глаз обязательно проиграет Левану Гачечиладзе», -- уверена Хидашели.
Председатель Центризбиркома Леван Тархнишвили опровергает утверждения оппозиционеров: «Это были беспрецедентно прозрачные и демократические выборы. В основном все прошло справедливо».
Экс-президент Грузии Эдуард Шеварднадзе считает, что выборы 5 января показали, что Грузия -- демократическая страна.
Саакашвили сообщил, что за 50 дней будет выработана программа для воплощения в жизнь его предвыборного девиза «Грузия без бедности».
«Саакашвили будет очень сложно обеспечить собственную легитимность, -- сказал «Времени новостей» грузинский политолог Георгий Хухашвили. -- У него нет морального мандата на управление Грузией. Власти упрямятся, ошибочно занимаются формализацией победы Саакашвили, а не диалогом с обществом. То есть сохраняют тот же стиль, что был прежде. А это значит, что любой кризис в ближайшее время может привести к печальным процессам. Политические риски очень высоки. Проведение второго тура, на мой взгляд, это единственно верный выход из ситуации. Но власти нервничают, а значит, могут пойти на репрессии, что уничтожит в Грузии систему демократических ценностей».
«Репрессии? Грузинский народ не запугать. Тюрем не хватит!» -- заявил «ВН» бывший госминистр по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава. Требуют переголосования и в тюрьме, только во французской: Ираклий Окруашвили, бывший сподвижник Саакашвили, объявил там сухую голодовку, требуя проведения второго тура президентских выборов. В начале января Германия, арестовавшая его в конце минувшей осени по требованию Грузии, передала бывшего министра МВД и обороны французам, так как те выдавали Окруашвили шенгенскую визу, а сейчас будут решать вопрос экстрадиции. Или предоставления политического убежища.
В Грузии уже заметно негативное отношение к тем странам, руководители которых успели поздравить Саакашвили с победой. Поздравлений из России не было, более того, сразу же после голосования российский МИД говорил о недемократичности процесса и о поверхностных оценках международных наблюдателей. «США и страны Европы, признавая такие выборы, подвергают удару собственную репутацию в Грузии», -- считает лидер парламентской фракции «Правая оппозиция» Давид Гамкрелидзе, также баллотировавшийся на пост президента. В понедельник лидеры объединенной оппозиции встречались с аккредитованными в Тбилиси послами стран Евросоюза, а также с руководителем миссии ОБСЕ по наблюдению за выборами Дитером Боденом, оценки которого не выходили за дипломатические условности, но были достаточно критичными. Предварительно наблюдатели ОБСЕ положительно отозвались о процессе голосования (окончательный их отчет будет обнародован в феврале), выставив неудовлетворительные отметки в Восточной Грузии, а также регионах, компактно населенных нацменьшинствами -- азербайджанцами и армянами.
В Тбилиси открылась «Выставка грузино-американской лжи имени Мэтью Брайза». На ней оппозиция представила до 100 документальных подтверждений фальсификаций. Это в основном протоколы, в которых на участках внесены одни данные, а в ЦИК переданы и затем официально признаны другие, исправленные в пользу Саакашвили. В Тбилиси говорят, что за эти нарушения должен ответить и куратор Грузии в госдепе США, личный друг грузинского президента Мэтью Брайза -- заместитель помощника госсекретаря.
Но, судя по всему, Запад закроет глаза на нарушения, зафиксированные 5 января, и переориентирует внимание на следующие выборы. В понедельник глава делегации Еврокомиссии в Грузии Пэр Горан Эклунд уже заявил, что не видит необходимости во втором туре, но ждет проведения весенних парламентских выборов в более «спокойной обстановке». Президент США Джордж Буш позвонил Саакашвили поздравить, а посол этой страны Джон Теффт сообщил: «Во время выборов не было массовых нарушений, поэтому мы не поддерживаем проведение второго тура».
«Происходит эрозия западных идеалов, -- заявил «Времени новостей» грузинский политолог Шалва Пичхадзе. -- Для США, судя по всему, важна не демократичная, а стабильная Грузия. Но стабильно -- это не обязательно значит хорошо. Запад ошибается, вкладывая очень большой политический капитал в правящую команду, а не в развитие демократической и политической системы в Грузии. Такой подход делает для оппозиции невозможным приход к власти конституционным путем».
Михаил Саакашвили предложил (он уже успел встретиться по инициативе и.о. президента Нино Бурджанадзе с Леваном Гачечиладзе) оппозиции сформировать коалиционное правительство, но получил категорический отказ. «Мы не за кресла боремся», -- сказал «ВН» Георгий Хаиндрава.
Опасаясь дальнейшего падения популярности, грузинский президент пытается демонстрировать, что он уже «другой Миша». В том числе по направлению к России, отношения с которой при нем беспрецедентно ухудшились. Он сделал несколько заявлений, в которых признал, что Грузия «страдает от отсутствия хороших межгосударственных и нормальных экономических отношений» с Россией: «Следующему поколению грузинских политиков, и даже своим детям, я хотел бы оставить беспроблемные дружеские отношения со всеми, и в первую очередь с Россией». Саакашвили пригласил на свою церемонию инаугурации президента России Владимира Путина.