Время новостей
     N°236, 24 декабря 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.12.2007
Монопольное бурение
Что означает доминирование одной компании на рынке оборудования для российской нефтегазовой отрасли
На прошлой неделе в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) поступило обращение от автономной некоммерческой организации «Национальное антимонопольное общество» с просьбой разобраться в ситуации, сложившейся после приобретения в марте этого года компанией «ВБМ-групп» двух заводов -- ОАО «Уралбурмаш» и ОАО «Волгабурмаш». Сделка, в результате которой, по сути, от поведения «ВБМ-групп» будет зависеть будущее важнейших отраслей отечественной индустрии, фактически монополизировала рынок долот для нефтяной, газовой и горнорудной промышленности России. Производство долот -- весьма привлекательный бизнес, который вызывает постоянный интерес у других многочисленных игроков. Как следствие, на днях с заявкой на покупку 100% пакета акций «Волгабурмаш» в ФАС обратилась компания «Оазис-Центр».

Трубы для нефтяной и газовой промышленности давно признаны в России продукцией стратегического значения, ведь без нее невозможно представить функционирование отрасли, которая обеспечивает значительную долю поступлений в госбюджет, а также дает наибольший вклад в национальный ВВП. Однако это не единственный вид продукции, от которого зависит судьба отрасли, -- нефтегазовый сектор не может работать без бурильного оборудования, важнейшей деталью которого являются долота. Причем от этих же изделий, помимо нефтянки, зависит еще и вся горнорудная промышленность РФ. Происшедшее весной этого года приобретение компанией «ВБМ-групп» 100-процентных пакетов акций ОАО «Волгабурмаш» и ОАО «Уралбурмаш» можно расценивать как событие, способное непосредственно повлиять на ситуацию в важнейших для экономики страны отраслях. В руках покупателя сосредоточено более 85% мощностей по выпуску этого оборудования, что дает возможность диктовать цены и по своему усмотрению регулировать объемы поставок.

По мнению экспертов рынка, ФАС изначально была не слишком позитивно настроена по отношению к сделке по покупке «Волгабурмаш», в результате которой создается структура с доминирующим положением на рынке. Аналитик Energy Consulting Николай Кучин отметил, что, одобрив сделку, антимонопольный орган сопроводил ее рядом предписаний к «ВБМ-групп», направленных на обеспечение конкуренции, которые включают запрет на необоснованное прекращение или сокращение выпуска долот, а также запрещают отказывать в поставках долот на экспорт, увеличивать цену более чем на 5% в квартал без предварительного уведомления антимонопольного органа. Однако, как показывает практика, подобные запреты, несмотря на свои жесткие формулировки, зачастую работают лишь на бумаге.

Наглядный пример монополизации рынка и беспомощности антимонопольного законодательства -- ситуация с «Евроцемент-групп». Де-юре рынок не монополизирован, на Московской фондовой бирже даже идут «образцово-показательные» торги цементом, они создают иллюзию «свободного» спроса и предложения, как это и должно быть в условиях рыночной экономики. Но все строители знают, а СМИ неоднократно отмечали, что и покупатели, и продавцы там -- аффилированные с производителем структуры. То есть де-факто никакого рынка нет, а есть диктат цен и объемов поставок. Именно подобное положение, как неоднократно отмечалось, становится одним из факторов, способных поставить под вопрос реализацию национального проекта «Доступное жилье».

Ровно та же ситуация, как предупреждает «Национальное антимонопольное общество», может повториться в нефтегазовом секторе. Только с совершенно иными последствиями. Срыв поставок долот, возможное снижение их качества, рост цены на данное оборудование -- хрестоматийные проявления монополизма -- представляют существенную опасность для экономической безопасности страны. Сегодня многие российские нефтегазовые компании имеют масштабные планы по разведке и освоению новых месторождений. Так, летом 2008 года «Роснефть» начинает бурить Западно-Камчатский шельф, Газпром уже начал реализацию поисково-разведочного проекта в Узбекистане, ЛУКОЙЛ распланировал свои мероприятия по закладке новых скважин до 2016 года. Но без долот буровое оборудование может только простаивать, чего нефтяники и газовики допустить не могут. А это значит, что у них останется два варианта: либо идти на поводу отечественного монополиста, либо переориентироваться на импортные поставки. Оба пути имеют существенные изъяны: первый, по сути, будет наглядной демонстрацией слабости государства, второй даст возможность иностранным компаниям существенно влиять на важнейшие отрасли российской экономики (уместно вспомнить, что именно западное буровое оборудование, включая долота, подверглось американским экономическим санкциям, когда в конце 70-х -- начале 80-х годов США решили «наказать» Советский Союз).

К тому же не исключено, что однажды владельцы «ВБМ-групп» захотят продать свой бизнес зарубежной структуре, а это означает потерю национального контроля над стратегическим производством. Поэтому не очень понятно, как ФАС вообще в принципе согласилась дать зеленый свет экспансии «ВБМ-групп».

В своем письме на имя руководителя ФАС г-на Артемьева «Национальное антимонопольное общество» просит принять меры по демонополизации отечественного рынка долот, а также предоставить информацию об исполнении «ВБМ-групп» предписаний, направленных на обеспечение конкуренции. В сложившейся ситуации, по мнению экспертов, от антимонопольного ведомства следует скорее ожидать не одобрения новых ходатайств заинтересованных структур, а принятия компетентного решения, исходя прежде всего из интересов государства.

опубликовано в рубрике "Позиция"

Антон ИЛЬИН