|
|
N°236, 24 декабря 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Судьба иронии, или Парная легкость
"Ирония судьбы. Продолжение" на московских экранах
Главное, что с самого начала следует знать об этом фильме (пожалуй, самом рискованном проекте отечественного кинематографа за последние тридцать лет): на нем не приходится прятать глаза. Картина Тимура Бекмамбетова не вызывает и малой доли процента той предполагаемой неловкости, к которой поневоле готовишь себя до того самого момента, пока в зале не погаснет, наконец, свет. Вопреки ожиданиям, все, что происходит на экране, кажется как минимум симпатичным, а временами так и просто замечательным. А на некоторых моментах всенепременно расхохочется и заправский эстет, априори считающий вторую "Иронию" безжалостно выверенным продуктом, не имеющим отношения к искусству кино в принципе, и ревнитель традиций, полагающий, что фильм-оригинал, наше национальное достояние, нельзя трогать руками, еще не до конца не отмытыми от "дозоровского" сумрака.
К слову, о "национальном достоянии". Положа руку на сердце, "Ирония судьбы, или с легким паром", хоть и выучена всей страной наизусть, но вряд ли может считаться объективным шедевром. Это все-таки не "Эта прекрасная жизнь" Фрэнка Капры -- фильм, вот уже многие годы занимающий "ироническое" место в предрождественской телесетке за океаном, но при этом способный без вопросов занять почетное место в рейтинге лучших кинокартин всех времен и народов. Как и большинство культовых фильмов, на первую "Иронию" все эти долгие годы работал контекст -- обстоятельства места и времени ежегодного просмотра. Так что раздавшиеся уже причитания по поводу кощунства над классикой кажутся по меньшей мере преувеличенными.
Скептическая же мина съезжает с лица немедленно, как только Костя Лукашин (Константин Хабенский) оказывается в той самой бане в компании безукоризненных друзей его отца -- дядя Паша и дядя Саша в исполнении Александра Ширвиндта и Александра Белявского. Одного взгляда на их раскрасневшиеся лица достаточно, чтобы понять: все пошло как полагается, и хотя Костя и дойдет при помощи старших товарищей до нужной кондиции, и откроет глаза уже в другом городе, огорчаться не стоит. Времена, конечно, изменились, и ключи от московской квартиры уже не подходят к ленинградским (пардон, петербургским) замкам, а появление чуда мобильной связи позволяет решить многие вопросы куда оперативнее, чем в 70-е годы. Но сценарий (совместная, если верить титрам, работа Бекмамбетова, Константина Эрнста, Анатолия Максимова и Андрея Слаповского) фантастическим, абсолютно сказочно-новогодним образом умудряется обходить все рифы -- и провалов в ситуациях и ритме не наблюдается. Несколько недотянуты, к сожалению, отдельные персонажи -- в первую очередь красавица Надя (Елизавета Боярская), "Надежда Надеждовна", как называет ее по телефону Женя Лукашин (Андрей Мягков) -- ей, как созданию непьющему, в свистопляске хмельных приключений не всегда есть что делать, да и ее отец Ипполит (Юрий Яковлев) скорее напоминает о себе, чем является полноценным героем. Ираклий (Сергей Безруков), жених Нади-молодой, работник недвусмысленно угадывающейся телефонной компании, особой симпатии не вызывает -- но так это и по сюжету так должно быть (но зато как он разговаривает по мобильному телефону -- это песня отдельная и предельно потешная). Но зато остроумнейшим разноцветным конфетти рассыпаются по экрану второстепенные персонажи, призванные осложнить жизнь главным героям. Абсолютно безупречны все артисты, играющие в фильме милиционеров -- от Романа Мадянова до Константина Мурзенко (все, разумеется, мягко говоря, подшофе); пара Деда Мороза и Снегурочки (Михаил Ефремов и Евгения Добровольская) заставляет сожалеть только об одном -- что их не было в первом фильме. Да и все остальные -- от многодетного соседа Нади, вынужденного выслушать "сказку про зайчика" (отменный момент) до пограничника, едва не подведшего Ираклия под монастырь, -- кажутся старыми добрыми знакомыми по лестничной клетке.
В общем, всем на диво, получилось зрелище обаятельное, остроумное и ни в коем случае не стыдное. Пока трудно сказать, насколько "Продолжение" войдет в коллективное бессознательное и сумеет ли сравниться с первоисточником (тем более, по уверению создателей, по телевизору вторую серию нельзя будет посмотреть еще целых два года), но то, что это кино получилось, -- удача неожиданная и несомненная. На полноценный подарок к Новому году оно, может, и не тянет, а на весьма качественный корпоративный сувенир, так вполне. Так что думайте сами, решайте сами.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ