Прокуратура Нальчика возбудила уголовное дело по факту гибели подозреваемого в убийстве егерей
Прокуратура столицы Кабардино-Балкарии начала на днях расследование, грозящее обернуться очередным скандалом для местных силовиков. В середине ноября республиканское МВД объявило о задержании 29-летнего Зейтуна Гаева -- первого подозреваемого в причастности к
убийству девятерых охотников и егерей. Через несколько дней он покончил жизнь самоубийством, выбросившись из окна четвертого этажа здания 1-го ОВД Нальчика. Родные молодого человека сразу же заявили о неприятии милицейской версии и стали настаивать на проведении проверки по факту гибели Гаева, утверждая, что перед смертью его пытали. Подозрения родственников подтвердило заключение судмедэкспертизы. На его основании прокуратура Нальчика признала факт превышения должностных полномочий во время допросов Гаева и возбудила уголовное дело.
4 ноября в Чегемском районе были найдены тела девятерых охотников и егерей. Мужчины были убиты выстрелами в упор, причем каждому преступники сделали по контрольному выстрелу в затылок, а некоторых перед этим еще и пытали. Следствие почти сразу выдвинуло версию о том, что они стали жертвами боевиков, на лагерь которых охотники натолкнулись в лесу случайно.
Столь бессмысленная кровавая расправа над мирными жителями всколыхнула всю республику. Расследование дела передали главному следственному управлению Следственного комитета при прокуратуре по Южному федеральному округу. В розыск были объявлены десять участников НВФ, в том числе Анзор Астемиров, уже давно разыскиваемый силовиками КБР как по подозрению в организации нападения на здание республиканского Госнаркоконтроля в декабре 2004 года, так и за участие в нападении на Нальчик в октябре 2005 года. 29-летний Зайдин Гаев при этом среди разыскиваемых не значился.
Его задержали 15 ноября на дороге Нальчик--Герпегеж в районе поселка Хасанья. По информации республиканского МВД, сотрудники ДПС, остановившие автомобиль УАЗ-469 Гаева для досмотра, обнаружили в машине патроны, две гранаты, четыре штык-лопаты, несколько пар теплых варежек. Увидев такой набор, постовые сразу же заподозрили водителя в пособничестве боевикам. Гаева доставили в 1-е ОВД Нальчика, где спустя несколько часов он якобы сознался, что участвовал в убийстве охотников и егерей, и пообещал указать место, где скрывается отряд боевиков.
Обо всем этом тогда рассказывал глава МВД КБР Юрий Томчак, который отметил, что правоохранительным органам известны имена уже как минимум троих участников убийства. «Думаю, что в ближайшие дни мы назовем их имена в СМИ, покажем по телевидению. Это будет сделано и для того, чтобы население Кабардино-Балкарии смогло активно участвовало в установлении их местонахождения», -- заявил республиканский министр. Однако этого не произошло. Поздно вечером 16 ноября отцу Гаева позвонили сотрудники УБОП и сообщили, что сын выбросился из окна четвертого этажа. При этом самоубийство Гаев якобы совершил на глазах своего адвоката.
Более полутора месяцев отец Зейтуна Гаева Музафар обивал пороги различных инстанций с требованием возбудить уголовное дело по факту смерти сына, не веря в версию о самоубийстве. Он утверждал, что его сына, не имевшего никакого отношения к убийству егерей, пытали, выбивая показания, и не допускали на допросы нанятого адвоката Расула Эльджерукаева, предоставив госзащитника.
В МВД категорически отрицали слухи о применении к Гаеву пыток заявляя, что «задержанный выпрыгнул из окна с криком «Аллах Акбар!», по всей видимости, запутавшись в своих чувствах -- сначала он стал сотрудничать со следствием, а потом, по мнению сыщиков, то ли испугался мести со стороны боевиков, то ли просто посчитал себя «предателем». В прокуроре КБР тогда комментировать смерть Гаева до окончания доследственной проверки отказывались. Она-то, как выяснилось на днях, и дала основания для возбуждения уголовного дела по факту смерти в стенах горотдела внутренних дел.
Как сообщила вчера адвокат Лариса Дорогова, которая в этом деле будет представлять интересы Музафара Гаева, заключения судмедэкспертизы на руки пока получить на удалось. Тем не менее защитник узнала, что в нем говорилось о том, что «повреждения на теле Гаева, ставшие причиной его смерти, носят прижизненный характер и имеют давность от 6 до 12 часов к моменту смерти». По словам г-жи Дороговой, семья Гаевых намерена добиться привлечения к уголовное ответственности конкретных лиц, в частности оперуполномоченных УБОП при МВД КБР Сохова А.П. и Албегова А.Т., которые участвовали в допросе погибшего.