До окончания президентского срока Владимир Путин еще может совершить несколько зарубежных визитов, и, как стало известно «Времени новостей», в следующем году в его графике может появиться Ливия, которой с 1969 года руководит 65-летний полковник Муаммар Каддафи (
на снимке). Пока остается открытым вопрос о том, когда будет проведен саммит Россия--Ливия и где именно: в Триполи (что вероятнее) или в Москве. Это выясняет сегодня министр иностранных дел Сергей Лавров, находящийся с первым двухдневным визитом в североафриканской республике.
Сергей Лавров вчера встретился со своим коллегой Абделем Шалькамом (должность главы МИДа в Ливии называется «секретарь народного комитета по внешним связям и международному сотрудничеству») и с премьер-министром Багдади Махмуди. Ожидается, что сегодня российский министр будет принят самим Муаммаром Каддафи. Но по традиции ливийцы сообщают гостям об этой чести в последний момент. Местный протокол обычно даже не уточняет заранее, где Каддафи проведет переговоры: в столице или в другом средиземноморском городе Сирт, возле которого родился экстравагантный ливийский руководитель.
Только что Муаммар Каддафи завершил турне по европейским столицам, где он жил в бедуинской на вид палатке, которую возит с собой и которая оборудована по последнему слову техники. В Португалии, Франции и Испании ливийский вождь,
налаживающий сейчас отношения с Западом, обсуждал контракты на десятки миллиардов долларов. Ливия в недавнем прошлом слыла на Западе «страной-парией». Однако в 2003 году ливийцы отказались от программ по созданию оружия массового поражения, что позволило им прорвать международную блокаду. В скором времени Ливию впервые за десятки лет посетит госсекретарь США -- Кондолиза Райс планирует появиться в Триполи в начале января.
Отношения между Москвой и Триполи всегда были ровными, однако общая ситуация вокруг Ливии не способствовала развитию экономических связей. Сейчас, по данным «ВН», ежегодный товарооборот между нашими странами составляет примерно 130 млн долл., причем это даже с учетом военно-технического сотрудничества. «России надо поторопиться. Запад пока обгоняет нас в укреплении связей с Ливией. Кстати, ливийское руководство отнюдь не намерено ориентироваться только на Запад, и этим надо воспользоваться», -- сказал в интервью «ВН» известный российский специалист по Ливии, руководитель научного центра «Российско-арабский диалог» Института востоковедения РАН Анатолий Егорин.
«Ливия -- наш давний партнер в арабском мире и Африке», -- напомнил на днях официальный представитель МИД России Михаил Камынин. В Москве понимают, что отношения «надо выводить на новые рубежи». Уже есть подвижки: в начале этого месяца российское ОАО «Газпром» выиграло тендер в Ливии на разработку одного из нефтегазовых месторождений. Ранее в этом году «Газпром» заключил с ливийцами еще три контракта.
К сожалению, победу россиян в последнем тендере омрачила скандальная история с другой российской компанией -- «ЛУКОЙЛом Оверсиз». Ее представитель Александр Цыганков активно интересовался проходившим тендером, за что был обвинен ливийцами в «промышленном шпионаже» и арестован. Этот арест вызвал недоумение в Москве, и российские дипломаты добиваются освобождения соотечественника из тюрьмы в Триполи. По информации «ВН», на вчерашних переговорах Сергей Лавров уделил этой теме особое внимание.
Еще одна проблема -- задолженность Ливии перед бывшим Советским Союзом и его правопреемницей Россией. Сами ливийцы до сих пор отказываются называть «долгом» сумму, возврата которой добивается Москва. Размер выплаты (по данным «ВН» «финансовая претензия» России составляет 4,6 млрд долл.) также является предметом переговоров. Сложность еще и в том, что в Москве этим вопросом занимался арестованный в ноябре замминистра финансов Сергей Сторчак.
В Москве, однако, уверены, что эти досадные недоразумения не помешают, как говорят в МИДе, «приумножить капитал партнерства» между Россией и Ливией. Ведь для этого-то Сергей Лавров и прибыл в Триполи.