Японская Toyota в минувшую пятницу в Петербурге запустила конвейер своего автозавода --
первого из пяти будущих автопроизводств в северной столице. Оценив амбиции конкурентов, которые планируют собирать в городе на Неве по 100--200 тыс. автомобилей в год, крупнейшая японская компания замахнулась аж на 300 тыс. -- это почти половина мощностей российского лидера «АвтоВАЗа». Правда, когда это произойдет, Toyota не говорит.
Первая сошедшая с конвейера в Шушарах Toyota Camry удостоилась полного одобрения президента Владимира Путина, который специально приехал в Питер на открытие завода. «Красивая машина, хорошая. Здорово, поздравляю». Правда, до марта насладиться этой красотой смогут только сотрудники компании -- в автосалоны дилеров первые Camry питерского производства придут только через три месяца с момента запуска конвейера. «Все крупнейшие автопроизводители мира пришли в Санкт-Петербург, пришли в Россию. В Санкт-Петербурге планируется работа пяти крупнейших автомобильных компаний мира, и одна уже работает в области», -- сказал президент, имея в виду, что Nissan и GM уже строят свои заводы, Suzuki и Hyundai проектируют, а Ford в следующем году удвоит объем производства (если, конечно, все не испортят профсоюзные лидеры, из-за требований которых повысить зарплату в ноябре и декабре завод американской компании в Ленобласти стоял несколько недель). «По сути, Санкт-Петербург становится крупнейшим российским и мировым центром по производству автомобильной техники», -- сообщил Владимир Путин. За чашкой чая с представителями компании и бывшим премьер-министром Иосиро Мори он рассказал, что к 2015 году в северной столице будет собираться около 1 млн иностранных автомобилей. В 2010 году же в России будут производить около 300 тыс. иномарок, а в 2011--2012-м -- до одного миллиона на всех российских заводах с иностранными инвестициями, сказал президент. «Граждане России покупают около 2 млн автомобилей в год сегодня, -- добавил он. -- Это больше, чем покупают граждане Индии. А Индия, как известно, по количеству населения значительно превышает Россию. В десять раз».
Toyota, похоже, решила занять значительную нишу на российском рынке: если к середине 2009 года в Петербурге будут собирать 50 тыс. Camry, то затем объемы будут увеличены в несколько раз. «Мы мечтаем, что будем производить 200--300 тыс. автомобилей в год», -- пообещал во время пуска конвейера президент Toyota Кацуаки Ватанаба. Раньше Toyota говорила об объеме производства в 200 тыс. машин в год. Таким образом, планы, объявленные японской компанией в России, пока являются самыми амбициозными -- например, Hyundai говорит лишь о 100--200 тыс. автомобилей в год. Как только Toyota выйдет на эти объемы производства, добавил г-н Ватанаба, наступит время бюджетной модели -- ведь пока японский концерн начинает наступление на российский рынок с седана представительского класса.
После открытия автозавода Владимир Путин посетил церемонию начала строительства завода автоштамповок, который в конце 2009 года под Петербургом запустит «Магнитка», вкладывающая в проект около 3 млрд руб. Он тоже входит в широко рекламируемый питерскими властями автомобильный кластер -- предприятие будет выпускать листовые заготовки, штампованные панели и штампосварные элементы для всех работающих в регионе автозаводов. Мощность этого металлургического предприятия -- 125 тыс. тонн штамповок в год с перспективой увеличения до 300 тыс. тонн. Городские власти уверяют, что продукцию «питерской «Магнитки» будут покупать не только автозаводы, но и производители бытовой техники, а также машиностроительные компании.