Прошедшее 19 декабря заседание Совбеза ООН по статусу Косово оказалось безрезультатным. США и ряд европейских стран откровенно заявили, что готовы действовать в обход ООН и решать судьбу края силами НАТО и Евросоюза. Сербы же настаивают на продолжении переговоров между Белградом и Приштиной и грозят вчинить иски всем странам, которые «в нарушение международных норм признают независимость Косово, провозглашенную Приштиной в одностороннем порядке». О том, как реагирует на эти события Москва, «Времени новостей» рассказал министр иностранных дел России Сергей ЛАВРОВ.-- Как вы относитесь к планам США и Евросоюза обойти ООН при определении статуса Косово?-- Меня удивило, что эти заявления не вызвали той реакции, которой они заслуживают. Это ведь, по сути, первая попытка сказать, что ООН больше не интересует Запад. Что теперь, мол, они будут сложные проблемы решать за рамками ООН.
-- Это попытка избежать возможного вето России?-- Нас упрекают, что мы наложим вето, что мы запретим освятить решением Совбеза ООН односторонне провозглашенную независимость Косово. Но это не блокирование усилий по поиску решения проблем. Вето -- неотъемлемая часть Устава ООН. А Устав ООН -- краеугольный камень современного международного права. Подписывая Устав, все члены ООН соглашались с тем, что совпадающие мнения пяти постоянных членов являются непреложным условием сохранения международной стабильности.
-- И все-таки готова ли Россия применить право вето?-- Если будет предложено решение, одобряющее односторонне провозглашенную независимость Косово, конечно же будет вето. Но не потому, что Россия хочет делать всем гадости, лишь бы утвердиться. А потому, что вето -- важнейшая составляющая международного права, которое нам после второй мировой войны позволяет избегать крупных глобальных конфликтов.
-- Неужели Косово выведут из-под юрисдикции ООН?-- Если НАТО и ЕС заявят, что теперь они, проигнорировав все существующие в ООН легитимные правовые механизмы, будут сами решать, как делить Сербию, как отгрызать от нее Косово, как не дать сербам, которые в Косово живут, выразить свое мнение по этому поводу, то они поставят себя просто вне международного права. И обязанность генерального секретаря ООН, обязанность Миссии ООН в Косово -- создать условия для достижения политического урегулирования. Они просто обязаны будут объявить незаконным решение косовских лидеров об одностороннем провозглашении независимости.
-- Сергей Викторович, как вы оцениваете итоги заседания Совбеза ООН по статусу Косово?-- Наша позиция опирается на международное право. Это не пустые слова. Это отражение нашей глубочайшей убежденности, что это опаснейшая игра -- нарушать резолюции СБ ООН, вольно обращаться с принятыми консенсусом решениями, игнорировать Устав ООН, который подчеркивает суверенное равенство государств, их территориальную целостность, и нарушать основополагающие принципы хельсинкского Заключительного акта.
-- Но Запад не внимает здравому смыслу...-- Наши аргументы не пропускают мимо ушей. Во-первых, несколько серьезных солидных стран, включая ЮАР, Индонезию, Катар и ряд других членов Совета Безопасности, выражали озабоченность тем, что проблема Косово может решаться за рамками этого центрального органа, который занимается проблемами международной безопасности. Во-вторых, у меня после контактов с американскими и европейскими коллегами появилось устойчивое мнение, что и они понимают всю опасность этого пути. Но получается, что все-таки политическая целесообразность, а в некоторых странах и внутриполитическая конъюнктура, предвыборные соображения толкают их на этот очень скользкий путь. И поэтому они прибегают к различным ухищрениям, пытаются представить дело так, будто резолюция 1244 не исключает независимости. Мол, все, что в этой резолюции написано про суверенитет Сербии и про важность политического решения, которое заключалось бы в существенной автономии Косово в составе Сербии, что все это было только на переходный период, который, мол, закончился.
Опять поднимается план Ахтисаари. (План Мартти Ахтисаари, представителя генсека ООН, предусматривал предоставление Косово независимости под международным контролем. --
Ред.). Пытаются представить дело так, будто подготовка этого плана была санкционирована в качестве окончательного решения, что абсолютно не так. Этот план был инициирован в качестве предложения, которое было представлено на рассмотрение сторон. Они его рассмотрели. Одна из сторон (Сербия. --
Ред.) план отвергла. И из этого и нужно исходить.