Время новостей
     N°235, 21 декабря 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.12.2007
Быть или не быть
Судьба выставки картин из российских музеев в Лондоне остается неясной
Выставка «Из России: французские и российские шедевры живописи 1870--1925 годов» должна была открыться 26 января 2008 года в залах Королевской академии художеств, что в самом центре Лондона. На открытие ждали президента РФ Владимира Путина. Предполагалось, что картины из музейных собраний России пробудут в Лондоне до 18 апреля. Срок изрядный, но билеты начали продаваться загодя и раскупались вполне успешно. Еще бы, четыре крупнейших музея России (Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей и ГМИИ имени Пушкина) сформировали роскошную экспозицию из 120 полотен, выразительно представляющую историю модернистского искусства -- от французских импрессионистов, с которых началась новая эпоха живописи, до русских авангардистов, подводивших ее предварительные итоги. Лондонцам и гостям столицы Соединенного Королевства была обещана встреча с шедеврами Ренуара, Сезанна, Гогена, Ван Гога, Матисса, Петрова-Водкина, Кандинского, Малевича...

Состоится ли она, пока неясно. Тот же комплект картин с успехом экспонировался в Дюссельдорфе, сейчас полотна готовят к отправке домой, а возможность визита на берег Альбиона покрылся туманом.

Российские эксперты считают, что картине Анри Матисса «Танец», написанная по заказу великого коллекционера Сергея Щукина, может угрожать арест. Его собрание было национализировано после революции. Внук Щукина Андре-Марк Делок-Фурко дважды пытался добиться возвращения семейных ценностей через суды (об этом сюжете, в частности о характере претензий наследника к РФ, в нашей газете подробно рассказывалось 18 июля 2003 года). Хотя оба иска были отклонены в службе по надзору в сфере охраны культурного наследия, без разрешения которой вывоз культурных ценностей из России за рубеж невозможен, опасаются, что Делок-Фурко вновь заявит о своих правах. Кроме того, опасаются исков со стороны некоторых британских компаний, имеющих финансовые претензии к российским корпорациям. Как известно, когда в 2005 году с подобным иском выступила компания Noga, требовавшая погашения долга государства, несколько картин из ГМИИ было арестовано. В «заключении» картины пробыли недолго и в целости вернулись домой, но эксперты не исключают «повторения пройденного», хотя пока шедевры экспонировались в Дюссельдорфе, никто на них не посягал.

В четверг официальный представитель министерства культуры, СМИ и спорта Соединенного Королевства сделал заявление о гарантиях защиты от ареста и возврата картин из российских музеев. Было сообщено, что правительство Великобритании берет на себя страховые обязательства на сумму почти в 2 млрд долл. Кроме того, в заявлении говорится, что поскольку все экспонаты выставки считаются объектом специального закона об иммунитете культурных ценностей от 1978 года, они не могут быть арестованы по судебным искам на британской территории.

Российская сторона, однако, продолжает опасаться за судьбу картин, полагая гарантии британского правительства недостаточными. Еще в среду (до заявления британского министерства) глава «Роскультуры» Михаил Швыдкой в телепрограмме «Вести» посетовал на характер британской юридической системы, при котором «гарантия правительства не убережет нас от судебного иска. А подвергать вещи аресту, а потом разбираться в суде и доказывать, что они принадлежат Российской Федерации, мне не представляется возможным, не представляется целесообразным».

Заместитель руководителя «Россвязьохранкультуры» Анатолий Вилков сообщил в эфире радиостанции «Эхо Москвы», что проведение выставки в Великобритании возможно в случае выполнения определенных условий. Например, выставка пройдет, если наследники бывших владельцев экспонатов нотариально заверят свой отказ от возможных претензий. Другой вариант -- разъяснение Верховного суда Великобритании, гарантирующее, что согласно существующему законодательству произведения искусства будут возвращены в Россию даже в случае иска.

В четверг госсекретарю министерства культуры, СМИ и спорта Соединенного Королевства Джеймсу Пернелу и послу Великобритании в России Энтони Брентону было направлено официальное письмо, в котором «Роскультура» разъясняет причины своего беспокойства и выражает свои требования. В письме указывается, что «проведенный юристами, в том числе Министерства иностранных дел РФ, анализ текста акта о государственном иммунитете от 1978 года показал, что данный акт не содержит нормы прямого действия, позволяющей применить его к имуществу государств, не входящих в европейскую конвенцию «Об иммунитете государств». Гарантией от конфискации и ареста экспозиции признается «только локальный акт кабинета министров Великобритании, в соответствии с которым решение любого суда Великобритании о наложении ареста на экспонаты будет исполнено только после возвращения их в Российскую Федерацию».

В случае принятия требуемого «Роскультурой» акта Лондон выставку увидит. Королевской академии художеств (и тем, кто поспешил купить билеты) остается надеяться, что ведомства двух стран сумеют за месяц найти разумное решение.

Глеб МЫШКИН
//  читайте тему  //  Выставки