Следственный комитет (СК) при МВД активизировал работу по делу главы фонда «Образованные медиа»
Мананы Асламазян, которая была в январе задержана на таможне по подозрению в контрабанде 9,5 тыс. евро. На днях милиционеры связались с г-жой Асламазян, которая сейчас находится во Франции, и предложили явиться в Россию на встречу со следователем. В противном случае ей пригрозили объявлением в международный розыск. Адвокат г-жи Асламазян в связи с этим вчера подал в суд жалобу на действия следствия, отметив, что следствию известно местонахождение главы фонда, но оно само не хочет с ней встречаться. Правозащитники связывают происходящее с кампанией властей на ограничение деятельности некоммерческих организаций, которые финансируются иностранными правительствами.
Как рассказали в департаменте уголовного розыска МВД, руководитель фонда, занимавшегося различными гуманитарными проектами в области электронных СМИ, г-жа Асламазян была задержана в аэропорту Шереметьево-2 21 января 2007 года. При прохождении таможенного контроля у нее была обнаружена незадекларированная сумма в 9550 евро и 5130 руб. Тем самым, по данным следствия, она нарушила закон, в соответствии с которым при ввозе в страну физическими лицами наличной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тыс. долл., она «в документарной форме подлежит декларированию». Г-жа Асламазян в объяснении написала, что ввозила валюту в евро и не учла разницу курсов, тем самым превысив недекларируемый лимит на 2,5 тыс. долл. (67 тыс. руб. по тогдашнему курсу). Но в милиции решили, что руководитель фонда незаконно пыталась провезти все 12,5 тыс. долл., и возбудили дело о контрабанде.
Представители «Образованных медиа» с этим не согласились. Опальный адвокат Борис Кузнецов (сам сейчас находится за рубежом в связи с выдвинутыми в России против него обвинениями), представлявший интересы фонда, заявил, что следствие должно было учитывать лишь сумму, превышающую установленную законом, то есть 2,5 тыс. долл. «Дело просто выдумали, это самое настоящее административное правонарушение, предусматривающее исключительно штраф», -- возмутился тогда он.
В апреле 2007 года в рамках этого дела сотрудники МВД провели выемки в фонде. Адвокаты попросили следствие объяснить, каким образом инцидент на таможне с физическим лицом связан с деятельностью организации, но ответа не дождались. После этого г-жа Асламазян уехала в Париж.
На днях же стало известно, что следователи разыскивают «контрабандистку». «17 декабря ей позвонили из ЛОВД аэропорта Шереметьево и поинтересовались, где она находится, -- рассказал адвокат Паршуткин. -- Я связался с ними, и в ЛОВД мне рассказали, что СК поручил им розыск г-жи Асламазян». В этой связи юристы были вынуждены обратиться в Тверской суд. «Считаю постановление следователя незаконным. Во-первых, она 30 апреля уехала за границу, и лишь спустя месяц ей была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. Во-вторых, она ни от кого не скрывалась. Следователю были переданы все ее координаты и заявление о том, что она готова принимать участие в любых следственных действиях, но на территории консульства РФ в Париже, -- сказал адвокат. -- Мы готовы были заявить ходатайство о рассмотрении дела в заочном порядке. Но они встречаться с нами не захотели».
Вместе с тем г-н Паршуткин рассказал, что в ближайшие дни может быть возбуждено дело и в отношении руководства фонда, и следователь СК будто уже вынес постановление, в котором говорится о том, что фонд занимался "отмыванием" денег и незаконным предпринимательством.