Время новостей
     N°23, 08 февраля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.02.2002
Каданников обещает золотые горы
АвтоВАЗ впервые выплатит дивиденды
По итогам прошедшего года АвтоВАЗ планирует показать прибыль. Вчера председатель совета директоров крупнейшего в России предприятия по выпуску легковых автомобилей Владимир Каданников заявил, что в 2001 году чистая прибыль АвтоВАЗа составила около 3 млрд руб. Это означает, что акционеры предприятия впервые за всю его историю получат дивиденды. Этот шаг является одним из первых, которое руководство АвтоВАЗа предпринимает, чтобы повысить капитализацию своей компании.

С недавних пор руководство АвтоВАЗа всерьез озаботилось проблемой повышения стоимости компании. Об этом же вчера говорил и г-н Каданников. По его словам, АвтоВАЗ в настоящий момент недооценен инвесторами. Уровень капитализации компании на сегодняшний день составляет около 600 млн долл., однако менеджмент АвтоВАЗа полагает, что он должен быть примерно в 2 раза выше. «Мы рассчитываем довести цену на акции АвтоВАЗа до уровня 40--50 долл. за акцию (с нынешних 24 долл. -- Ред.)», -- сообщил вчера г-н Каданников.

Первой по-настоящему серьезной новостью, направленной на повышение доверия инвесторов к предприятию, стало вчера объявление Владимира Каданникова о том, что по итогам года чистая прибыль АвтоВАЗа составит 3 млрд руб. (100 млн долл.). Это значит, что по итогам года акционеры предприятия получат дивиденды. В принципе, это должно было произойти еще в прошлом году. По его итогам балансовая прибыль АвтоВАЗа составила 9,8 млрд руб., однако расходы, отнесенные на прибыль, оказались значительно больше. В итоге был зафиксирован чистый убыток в размере 4 млрд руб., чему во многом способствовало списание безнадежной дебиторской задолженности на 7 млрд руб. Тогда инвесторы расценили эти действия менеджмента как недружественные по отношению к миноритарным акционерам и попытались обжаловать их в ФКЦБ. Однако успех был на стороне АвтоВАЗа.

Сейчас ситуация меняется. И та цифра прибыли, которую по итогам года собирается декларировать АвтоВАЗ, пока у аналитиков возражения не вызывает. Правда, они делают очень осторожные прогнозы относительно того, каким в итоге окажется размер дивидендов. «Можно ожидать, что дивиденды по привилегированным акциям составят примерно 11% от чистой прибыли, -- говорит аналитик ИК «НИКойл» Вячеслав Смолянинов. -- Что касается выплаты дивидендов по обычным акциям, то здесь все зависит от политики компании». Аналитик ИГ «Атон» Александр Агибалов отмечает, что АвтоВАЗу пока еще не хватает «корпоративной прозрачности». «Но уже можно отметить тот факт, что АвтоВАЗ разворачивается лицом к акционерам, -- говорит г-н Агибалов. -- Если брать в пример нефтяные компании, то после получения крупной прибыли они на эти средства начинают развивать производство. Руководство же АвтоВАЗа в первую очередь позаботилось об акционерах».

Основным фактором, который привел руководство компании к принятию именно такой стратегии, стал отказ государства от залога в виде контрольного пакета акций АвтоВАЗа. Соответственно, менеджмент теперь на свой страх и риск будет руководить предприятием. Он практически не имеет серьезных ограничений по привлечению инвестиций. Так, вчера Владимир Каданников заявил, что в этом году АвтоВАЗ рассчитывает дополнительно привлечь порядка 250 млн долл. в целях расширения производства путем проведения дополнительной эмиссии. Правда, никаких деталей допэмиссии г-н Каданников вчера разглашать не стал.

Рынок положительно оценил планы руководства АвтоВАЗа. «Компания теперь на верном пути», -- полагает г-н Агибалов. Акции АвтоВАЗА по итогам торгов на РТС за последние два дня подорожали на 27% -- с 19,1 до 24,2 долл.

Майя КВАСКОВА