Из 25 кандидатов-самовыдвиженцев в президенты Центризбирком зарегистрировал лишь двоих
Сразу семи кандидатам-самовыдвиженцам Центральная избирательная комиссия на своем субботнем заседании отказала в регистрации инициативных групп поддержки, тем самым резко сократив список
претендентов на президентский пост. К борьбе за высшую государственную должность не были допущены экс-депутат Госдумы Николай Курьянович, советский диссидент Владимир Буковский, а также неизвестные широкой публике Валерий Беспалов, Дмитрий Бердников, Владимир Ищенко, Сергей Глубоков и Юрий Гуджабадзе. Имя последнего, впрочем, уже звучало в новостях в 2000 году -- тогда он тоже пытался выдвинуться в президенты, а его доверенным лицом был ныне покойный депутат Госдумы Вячеслав Марычев, профессиональный массовик-затейник,
прославившийся своими эксцентричными выходками.
Почти все отказники были сняты с дистанции за то, что предоставили в Центризбирком не все нужные документы или неправильно их оформили. Камнем преткновения для потенциальных кандидатов стало требование пунктов 4 и 5 статьи 34 закона «О выборах президента». Эти нормы требуют предоставить обширные сведения о каждом из 500 членов инициативной группы, да еще и нотариально заверить все их подписи. По мнению некоторых кандидатов, это технически невозможно. Николай Курьянович пустился в юридическую казуистику, растолковывая циковцам, что закон подразумевает «единое нотариальное действие», для совершения которого требуется один-единственный нотариус. Одному человеку полтысячи автографов заверить не под силу, а если у него будут помощники, это, по мнению г-на Курьяновича, нарушит букву закона. Его фанатам удалось удостоверить подписи только ста избирателей, и то «моря их голодом» чуть ли не круглые сутки. «Мы хотели показать, что эти требования невыполнимы!» -- кипятился несостоявшийся кандидат. Также он упирал на то, что закон не требует нотариально заверять каждую подпись, достаточно сделать это с общим протоколом собрания. Коллеги по несчастью ухватились за эту мысль и стали на все лады повторять ее, оправдываясь за неверно оформленные бумаги. «У нас нотариуса два раза реанимировали!» -- возмущался Сергей Глубоков, которому не хватало всего 52 заверенных подписей.
Впрочем, одному кандидату удалось соблюсти эти строгие требования -- речь идет о Владимире Буковском. Все подписи были заверены как полагается. «Я видел, как люди семь часов на морозе стояли и не уходили, пока не отметились, -- заметил в связи с этим юрист СПС Вадим Прохоров. -- Хорошо бы некоторым представителям власти, которые людей автобусами подвозят, создать такую группу!» Г-на Буковского на выборы не пустили за то, что последние десять лет он не жил в России. Кроме того, члены ЦИК заподозрили, что у бывшего борца с режимом есть британское гражданство или вид на жительство. Согласно статье 3 закона «О выборах президента», эти обстоятельства лишают его права баллотироваться на пост главы государства.
Несмотря на то что в этом случае
отказ был понятен и предсказуем, вокруг кандидатуры г-на Буковского разгорелись наиболее жаркие споры. Представитель кандидата Александр Подрабинек изо всех сил пытался уйти от ответа на вопрос о том, где же, собственно, проживает г-н Буковский: «Чаще всего в Великобритании, но последнюю неделю проживал в России, и неоднократно здесь проживал». «Нигде не сказано, что надо жить в России именно последнее десятилетие», -- попытался помочь коллеге Вадим Прохоров. В рядах прессы лихорадочно подсчитывали стаж пребывания в России действующего президента Владимира Путина на 2000 год, а также экс-президента Бориса Ельцина на 1996-й, ведь до 1992 года все они считались жителями СССР. Тем временем выяснилось, что замглавы МИД Андрей Денисов в официальном письме сообщил ЦИК: у г-на Буковского «по-видимому, есть и гражданство Великобритании, и вид на жительство». «Не может у человека быть и то и другое!» -- возмущались апологеты диссидента, не убежденные этим «по-видимому». Разрешить эти сомнения мог бы г-н Подрабинек, но он хранил поистине партизанское молчание. В итоге центризбиркомовцы отказали ему в регистрации инициативной группы. Против этого решения проголосовала только член комиссии Елена Дубровина, в числе прочих выдвинувшая один из любимых аргументов бывшего главы ведомства Александра Вешнякова: «Пусть решат избиратели!»
Отринутые ЦИК кандидаты уже собрались жаловаться в Верховный суд, хотя шансы на положительный для них исход дела стремятся к нулю. Пожалуй, спокойнее всех встретил свою судьбу Владимир Ищенко. «Инициативная группа была предоставлена сама себе и, возможно, упустила какие-то моменты», -- признал он и не стал обвинять ЦИК в «борьбе с оппозицией».
Напомним, что ранее в регистрации групп поддержки было отказано бывшему члену ГКЧП Олегу Шенину и однофамильцу главы правительства Николаю Зубкову. Таким образом, к следующему этапу президентской гонки на сегодняшний день допущены шесть кандидатов. Не вызывает сомнения регистрация только трех из них, выдвинутых думскими партиями по так называемой парламентской квоте. Это первый вице-премьер Дмитрий Медведев, лидер ЛДПР Владимир Жириновский и вождь КПРФ Геннадий Зюганов. Кандидат СПС Борис Немцов, лидер Демпартии Андрей Богданов (баллотируется как самовыдвиженец) и экс-премьер Михаил Касьянов еще должны собрать 2 млн подписей, причем разрешенный процент бракованных автографов в эту кампанию составляет всего 5% вместо 15 в 2004 году. А опыт парламентской кампании показывает, что придраться к подписным листам Центризбиркому совсем нетрудно. Таким образом, до избирательного бюллетеня некоторые кандидаты могут не дотянуть.