|
|
N°22, 07 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Полный восторг
На юбилейный концерт «Триумфа» в Москву съехались все звезды джаза
Истинным поклонникам джаза, пристально следящим за всеми западными джазменами, сложно прийти в себя после концерта, который устроил «Триумф» в рамках своего юбилейного фестиваля. Звезды на небе сошлись -- и звезды к нам съехались, причем в таком количестве, что простое их перечисление займет достаточно много места. Это трубач Рэнди Брэккер, саксофонист Джо Ловано, барабанщик Билли Кобэм, исполнитель на губной гармошке Тутс Тилеманс со своим постоянным партнером пианистом Кенни Вернером, певцы Ди Ди Бриджуотер и Кэвин Махогэни, вибрафонист Гэри Бертон с пианистом Макото Озоне и комбо во главе с барабанщиком Элвином Джонсом. Знатоки, увидев такой «списочек», откроют рот -- перед каждой фамилией можно смело ставить номер один. Публика, среди которой было немало настоящих джазменов и поклонников подлинного драйва, в прямом смысле слова рта не закрывала весь концерт -- крики, свист и все прочие формы активного выражения эмоций сопровождали каждый номер программы. А концерт получился немаленьким -- с одним антрактом он длился с 19.00 до полуночи. Чтобы не быть голословной в оценке масштаба акции, беспрецедентного не только в области джаза, но и во всей музыкальной епархии, приведу слова знаменитого американского джазового критика Айры Гитлера, который не смог упустить возможности увидеть это своими глазами и прилетел в Москву. Он вышел на сцену и произнес: «Вы должны знать, что подобную программу можно услышать только на самых престижных джаз-фестивалях, но не за один вечер, а как минимум за три». Так что наступил момент, когда мы, страшно сказать, перещеголяли родину джаза Америку.
Концерт кроме всего прочего был великолепно срежиссирован: музыканты выступали блоками -- камерные номера чередовались с биг-бендовыми, да и времени каждой звезде отводилось ровно столько, чтобы публика успела насладиться. Но она хотела бисов, от которых ей пришлось, разумеется, отказаться.
Ведущий вечера Игорь Бутман щеголял в безупречном смокинге и веселил собравшихся очень российскими и очень джазовыми шутками. Его биг-бенду досталась нелегкая работа -- сопровождать выступления звезд в течение всего вечера. Бутман, явившийся идеологом концерта, на который он собрал, как оказалось, всех своих друзей-знаменитостей, сделал то, что никому не удалось бы. И не только в плане организации. То, что он у нас джазмен номер один, знают все, но совсем немногие могли представить себе его истинные возможности. То, как он сыграл несколько соло, не могло не перечеркнуть расхожего мнения о том, что в России существует только «советский джаз». Конечно, у нас есть замечательные музыканты, среди наших джазменов есть немногие, кто уехал отсюда и добился настоящего признания в Европе и США. Но мы никогда не видели своими глазами, чтобы на российской сцене, в окружении величайших признанных мастеров наш музыкант не просто соответствовал их уровню, не просто был оригинален в своем собственном стиле, но кое в чем давал бы звездам фору.
Еще один предмет для гордости -- замечательный музыкант Виталий Долгов, который написал специально к этому концерту огромное количество аранжировок для биг-бенда и сделал это так мастерски, что каждый из солистов персонально благодарил его во время концерта. Действительно, бутмановкий бенд показал максимум своих возможностей: оркестр сильно вырос за последний год и заткнул за пояс все аналогичные российские составы. Об отдельных солистах наша газета более подробно расскажет позже, поскольку «Триумф джаза» продолжится в течение трех вечеров в «Ле Клубе», где у каждого выступающего будет больше времени для демонстрации собственного стиля. Не будет на этом празднике только одной звезды -- певицы Ди Ди Бриджуотер.
Красавица-негритянка выступала последним номером программы и устроила такое шоу -- с диалогами, разговорами, танцами и демонстрацией своих отменных физических достоинств, что полуночники почувствовали новый прилив сил. Мадам уже приезжала к нам дважды, но давно -- на заре ее карьеры в 1968-м, когда ей было восемнадцать лет, и в 1972-м. Между делом Ди Ди рассказала о своей семейной жизни, не уставала спрашивать у музыкантов оркестра: «Ничего, что я спиной? Хорошо, да?» и вызывающе бросала в зал: «А вы знаете, что мне скоро стукнет 52? Вы верите?» Ну конечно, нет! У мадам темперамент и выдержка Тины Тернер, шикарный голос, воспитанный на госпел, -- огромного диапазона, невероятной силы и гибкости -- и блестящая манера, сочетающая традиции классического джазового вокала с соулом и роком. Поэтому джазовые стандарты, которые она исполнила с биг-бендом, звучали с новым дыханием, с новыми красками. Не говоря уже о том, как Бриджуотер владеет техникой скэта -- мало кто может сравниться с ней в этом жанре. Артистка до мозга костей, она легко повторяла сказанные Бутманом русские фразы и заигрывала со старичком Тутсом Тилемансом во время заключительного джема. На последней композиции -- знаменитой Take The A Traine -- все участники концерта предъявили публике свои коронные соло, а Билли Кобэм, выступавший в несвойственной для себя роли биг-бендового барабанщика, исполнял за своей «кухней» (как называют джазмены комплекты барабанов, хэтов и тарелок) не только умопомрачительные соло, но и какие-то экзотические танцы. В общем, звезды были так довольны всем происходящим, а публика пребывала в таком нокауте, что описать это практически нереально.
Анна ВЕТХОВА