Время новостей
     N°234, 20 декабря 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.12.2007
Покорение полиса
В России создадут систему страхования перевозок по воде
На прошедшей вчера Морской коллегии при правительстве России ее руководитель, первый вице-премьер Сергей Иванов изложил несколько радикальных предложений в сфере морских и речных перевозок, управления морской деятельностью. В частности, предлагается создать систему страхования такого рода перевозок -- по аналогии с уже действующей системой страхования авиаперевозок. Это надо сделать уже потому, что в соответствии с Морской доктриной России приоритетное направление морской политики -- охрана жизни пассажиров, самих моряков и грузов, предотвращение загрязнений моря. Во всем мире, чтобы зайти в порты, проливы, территориальные воды, судовладельцы обязаны иметь специальный страховой полис. Без него судно просто не пустят в территориальные воды государства. Именно такой полис гарантирует выплаты в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе часто встречающихся разливов нефтепродуктов.

В России для ликвидации таких разливов создано ФГУП «Госморспасслужба России». Однако из-за изношенности техники, слабой оснащенности специальным оборудованием эта организация не может адекватно реагировать на аварии. Необходимые средства на строительство новых спасательных судов и закупку средств экозащиты могут быть выделены в рамках федеральных целевых программ «Модернизация транспортной системы России на 2002--2010 годы» и «Развитие транспортной системы России на 2010--2015 годы» (последняя будет рассмотрена в первом квартале следующего года). Часть средств под эту программу планируется привлечь из внебюджетных источников с использованием механизмов частно-государственного партнерства и, следовательно, страхования рисков.

Нынешняя система страхования не позволяет оперативно и в тех же суммах компенсировать затраты на устранение последствий экологических аварий, уверен первый вице-премьер, и потому нужна новая. Тем более что Конвенция ООН по морскому праву обязывает каждое государство охранять морскую среду от загрязнений. Недавняя катастрофа в Керченском проливе показала, что Россия пока не может в полном объеме выполнять положения этой конвенции. Хотя уже в ближайшем будущем России предстоит осваивать углеводородные месторождения северных морей, где условия значительно сложнее, предупредил Сергей Иванов.

Первый вице-премьер предложил создать также единую информационную систему, в которой объединить все ведомственные информационные центры наблюдения и управления на море. Это позволит пользоваться навигационной и другой информацией экипажам не только государственных судов, но и частных. Объединять есть что: в государственном управлении морской деятельностью на федеральном уровне сегодня участвуют десять министерств, шесть федеральных органов, четыре федеральные службы, госкомитет по рыболовству, на региональном уровне -- пять федеральных округов и два десятка приморских субъектов федерации. Их деятельность, в свою очередь, обеспечивают больше десятка государственных информационных систем, которые принадлежат шести ведомствам.

Г-на Иванова пугает риск узковедомственного подхода к развитию таких локальных систем, потому он и стоит за объединение. Тем более что на практике такое объединение уже происходит. Единая система в районе Новороссийска создана на базе региональной системы управления движением судов (СУДС), на Дальнем Востоке в заливе Петра Великого вместе работают гражданский оператор СУДС и оперативный дежурный ВМФ. Но все же чаще работа идет вразнобой: те же военные моряки и пограничники строят посты радиолокационного наблюдения раздельно, тратя немалые средства. Такое дублирование Сергей Иванов назвал примитивным. На вчерашнем заседании коллегии был рассмотрен проект Концепции единого информационного пространства. В основу ее положена независимая, в противовес ведомственной, оценка состояния дел в этой области. Только с созданием единой системы информационного обеспечения, считает первый вице-премьер, возможно принятие взвешенных и оперативных решений в управлении морскими и речными перевозками.

Члены Морской коллегии коснулись вчера и других проблем. Научно-экспертный совет сформировал банк инвестпроектов в сфере морской деятельности. Этих проектов более сотни, они могут быть реализованы в рамках частно-государственного партнерства, в том числе в особых экономических зонах портового типа, первый конкурс на создание которых должен состояться в 2008 году. «Пришло время навести порядок в этой сфере, настоящий морской порядок», -- заявил Сергей Иванов.

Николай ПОРОСКОВ