|
|
N°233, 19 декабря 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Внеплановый юбилей
100-й выход в открытый космос понадобился из-за неполадок в солнечной батарее МКС
Вчера на орбите был небольшой юбилей -- экипаж МКС в сотый раз вышел в открытый космос. Примечательно, что «юбилейный» выход был неплановым -- астронавты Пегги Уитсон и Дэниэл Тани обследовали обеспечивающие станцию энергией солнечные батареи, в поворотном механизме которых стали происходить сбои. Поиск неполадок в работе батарей входил в полетное задание экипажа шаттла «Атлантис», который должен был прилететь на орбиту еще 7 декабря, однако прямо на пусковой площадке во время обратного отсчета специалисты НАСА выявили неполадки в топливной системе челнока, после чего было принято решение о переносе старта на январь.
Как рассказал «Времени новостей» координатор НАСА в России Сергей Пузанов, в ноябре, когда к МКС «пришвартовался» шаттл «Дискавери», астронавты заметили не совсем штатную работу солнечных батарей: увеличилось энергопотребление, и появилась непонятная вибрация. Зная, чем это может быть чревато для функционирования систем жизнеобеспечения станции, на Земле приняли решение обследовать элементы питания. Тогда космонавт Дэниэл Тани, изучая одну из батарей, обнаружил в подшипнике металлическую стружку, и в центре управления НАСА приняли решение заблокировать механизм поворота, который обеспечивает наиболее выгодное положение элементов питания относительно Солнца при вращении станции вокруг Земли. Однако фиксация панели привела к уменьшению количества вырабатываемой ею электроэнергии. При этом левая батарея функционирует без сбоев.
В этот раз более детальное обследование внешних элементов питания станции было перепоручено командиру 16-й экспедиции и второму астронавту НАСА. Пока Уитсон и Тани работали за бортом, их российский коллега Юрий Маленченко координировал их действия изнутри МКС. «Юбилейный» выход получился довольно продолжительным -- в течение шести с половиной часов астронавты обследовали поворотный механизм «Альфа» и шарнирный привод «Бета», расположенные на правой части станции. Никаких видимых следов повреждения солнечных батарей космическим мусором найдено не было, что, по мнению специалистов, может свидетельствовать о поломке их «начинки». «Космонавты фотографировали батареи, брали пробы, фиксировали износ. Все результаты были переданы на Землю, где будет приниматься решение о том, что делать дальше», -- пояснил г-н Пузанов, уточнив, что ремонт своими силами экипаж МКС проводить не будет -- «нет методики, да и запасных частей».
Между тем в НАСА продолжают ломать голову над причинами неисправности датчиков топливного бака «Атлантиса». Поскольку неполадки в топливной системе чреваты взрывом, запуск космического челнока в очередной раз перенесен: если специалисты НАСА все-таки докопаются в ближайшее время до причины отказа датчиков, на орбиту «Атлантис» отправится не раньше 10 января. Однако, по словам г-на Пузанова, для экипажа станции такой запоздалый прилет коллег не страшен: самое необходимое на борт МКС будет доставлено ракетой «Прогресс», которая отправится к станции в ближайшие дни. Другое дело, что неполадки с «Атлантисом» уже сорвали график отправки на орбиту модуля «Коламбус» Европейского космического агентства и могут отразиться на старте японской орбитальной лаборатории «Кибо».
Кирилл МЕЛЬНИКОВ