Банк России вчера предложил свои
поправки в законопроект о потребительском кредитовании, варианты которого разрабатываются уже несколько лет. По версии регулятора, необходимо отменить мораторий
на досрочное погашение по кредитам на сумму до 100 тыс. руб. По мнению банкиров, такая позиция ЦБ скорее всего связана с тем, что небольшие кредиты берут, как правило, граждане, не слишком сведущие в банковском бизнесе, обладающие к тому же возможностью погасить такой заем довольно быстро.
Как заявил вчера заместитель директора юридического департамента Банка России Алексей Гузнов, ЦБ внес предложение в законопроект о потребительском кредитовании, разрабатываемый Минфином. Согласно документу заемщики смогут без штрафных санкций досрочно погашать кредиты на сумму до 100 тыс. руб. По мнению г-на Гузнова, кредит более 100 тыс. руб. берет уже квалифицированный заемщик, и говорить о том, что он не знает обо всех выплатах по нему, уже нельзя. «В большинстве банков запрет на досрочное погашение составляет полгода, -- говорит собеседник «Времени новостей» в крупном российском банке. -- Люди, которые берут небольшие кредиты, не слишком хорошо разбираются в финансовых услугах, именно такие заемщики в основном и жаловались на банки. Возможно, это снизит поток претензий со стороны заемщиков».
Свои предложения по совершенствованию законопроекта подготовила и Федеральная антимонопольная служба (ФАС). По словам начальника отдела банковских услуг управления контроля финансовых рынков ФАС Ольги Сергеевой, ведомство предлагает закрепить порядок, в соответствии с которым обо всех изменениях условий договора заемщик информируется в индивидуальном порядке. По словам г-жи Сергеевой, ФАС в настоящее время готовит проект постановления правительства, регламентирующего взаимоотношения банка и заемщика в этой части. «Мы получили поддержку со стороны Минэкономразвития и «Роспотребнадзора», ведется диалог с Минфином и ЦБ РФ. Мы надеемся на его благополучное завершение», -- заявила она.
Как известно, законопроект о потребительском кредитовании готовится Минфином уже несколько лет. Главная его задача -- упорядочить взаимоотношения между банками и заемщиками, законодательно закрепив права и обязанности сторон. В первую очередь это касается полного раскрытия информации банками для своих клиентов, отмены дополнительных комиссий и т.д. Поводом для создания этого закона стали массовые жалобы граждан в различные инстанции, от ЦБ и ФАС до «Роспотребнадзора» и Генпрокуратуры. Заемщики обвиняли банки в обмане и предоставлении неверной информации о своих услугах. И хотя необходимость закона признается как в банковском сообществе, так и в Госдуме, проект так до сих пор не был принят депутатами. Ранее парламентарии обещали рассмотреть и одобрить его нынешней осенью.
Еще одна причина появления такого закона -- четкое определение госоргана, который будет регулировать этот рынок. По словам главы Ассоциации региональных банков «Россия», депутата Госдумы четвертого созыва Анатолия Аксакова, принятие закона особенно актуально в свете недавнего заявления главы «Роспотребнадзора» Геннадия Онищенко о дальнейших проверках банков, работающих на рынках потребкредитования. «Я опасаюсь, что давление, которое было оказано на банк «Русский стандарт», будет распространено и на другие кредитные организации. Это ненормально, когда в деятельность банков, кроме ЦБ начинают вмешиваться организации, которые далеки от этого рынка и вряд ли смогут принять квалифицированное решение», -- полагает г-н Аксаков. Как известно, именно на банк «Русский стандарт» поступало большинство жалоб заемщиков. «Роспотребнадзор» регулярно судился с банком, а не так давно в разрешении ситуации приняла участие и Генпрокуратура. Именно по просьбе силового ведомства «Русский стандарт» отменил большинство своих комиссий.
Помимо варианта Минфина, свою версию закона подготовила Ассоциация региональных банков «Россия». По словам Анатолия Аксакова, законопроект, подготовленный ассоциацией, возвращен правовым управлением Госдумы на доработку, но суть замечаний носит технический характер. «В январе мы планируем обсудить этот законопроект и внести его в Госдуму», -- отметил он.
Основное различие между двумя документами -- это отношение к эффективной процентной ставке. Вариант Минфина не предусматривает законодательного закрепления за банками обязательного раскрытия эффективной процентной ставки, включающей, как известно, абсолютно все комиссии, которые придется заплатить заемщику. В проекте г-на Аксакова это требование сохраняется.