Время новостей
     N°233, 19 декабря 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.12.2007
Бульдозер Ли катится к власти
Лидера президентской гонки в Южной Корее подозревают в коррупции
Сегодня в Южной Корее пройдут президентские выборы. Главными претендентами на кресло хозяина Синего Дома -- то есть президентского дворца -- являются лидер оппозиционной Партии великой страны (ПВС) Ли Мен Бак, которому как раз сегодня исполняется 66 лет, и его 54-летний соперник от правящей Объединенной новой демократической партии (ОНДП) Чон Дон Ен.

По опросам, консерватора Ли поддерживают около 45% избирателей, либерала Чона -- примерно 18%. Разрыв велик, однако со времени выдвижения его кандидатом в октябре Чон Дон Ен сумел повысить свой рейтинг почти вдвое. И десять, и пять лет назад (президенты Южной Кореи избираются на один пятилетний срок), по предвыборным соцопросам, кандидаты ПВС также лидировали со значительным опережением. Однако в итоге президентами стали Ким Дэ Чжун и Но Му Хен -- выдвиженцы Демократической партии нового тысячелетия (ДПНТ), предшественницы ОНДП. «И на этих выборах может случиться все что угодно, -- заметил «Времени новостей» ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов. -- Пять лет назад оппозиция лидировала в первой половине дня, а во второй -- Но Му Хен, кандидат ДПНТ. Координируя усилия при помощи Интернета, правящая партия вырвалась вперед».

Ким Дэ Чжун и Но Му Хен добились больших успехов на поприще сближения с Севером -- оба побывали в Пхеньяне и встретились с северокорейским лидером Ким Чен Иром. Бывший «узник диктатуры» и журналист Чон Дон Ен является идеальным кандидатом на роль продолжателя этой политики. Будучи в 2004--2005 годах министром по делам национального объединения, Чон летом 2005-го встречался в Пхеньяне с Ким Чен Иром, вслед за тем после долгого перерыва возобновились шестисторонние переговоры по ядерной проблеме КНДР.

В ходе президентской гонки Чон убеждал избирателей, что его соперник Ли сохранил «менталитет холодной войны» и станет препятствием на пути к объединению Кореи. Сам он обещал создать на Севере десятки новых промышленных комплексов, подобных межкорейской индустриальной зоне в Кэсоне. Заверял он и в своей способности дать новый стимул экономике: «Мы станем молодой, динамичной страной, расширяющей свое хозяйственное пространство и возглавляющей движение к единству Северо-Восточной Азии». И все-таки Чон обмолвился на днях: «Моя победа выглядела бы чудом».

Ли Мен Бак, бывший исполнительный директор концерна «Хендэ» и сеульский градоначальник по прозвищу Бульдозер Ли, пользуется репутацией крепкого хозяйственника. «Со способным лидером мы не устрашимся Японии и Китая и пойдем вперед, даже если мировая экономика окажется в трудном положении. Вы были счастливы в последние пять лет?» -- вопрошал он на митингах своих сторонников. Те дружно кричали: «Нет!» Хотя его соратники не скупятся на критику в адрес Пхеньяна, Ли попытался перехватить у соперника главный козырь, пообещав в случае победы передать Северу «увесистый пакет предложений по экономическому сотрудничеству».

Президент Но Му Хен сделал все, чтобы ослабить позиции Ли Мен Бака. В понедельник, за два дня до выборов, парламентарии от ОНДП проголосовали за создание комиссии по расследованию коррупционного скандала, в который вовлечен Ли. Главу комиссии назначит президент. В воскресенье Но потребовал от министра юстиции возобновить следственные действия -- тот ответил, что они завершены к началу декабря и вина Ли Мен Бака не выявлена. Лидера президентской гонки депутаты от ОНДП обвинили в создании в 2000 году брокерской фирмы «Би-Би-Кей», мошенническим путем выдоившей из клиентов миллионы долларов. Глава фирмы уже за решеткой.

Перед голосованием в парламенте законодатели от ОНДП и не пускавшие их в зал заседаний коллеги от ПВС около часа дрались с использованием обрезков труб, цепей и бензопил. Чон Дон Ен заметил, что «избрание подозреваемого главой государства -- это первый прецедент такого рода и холостой выстрел». «Расследуйте меня хоть десять, хоть сто раз -- результат не изменится», -- парировал Ли Мен Бак, но обещал в случае признания его виновным уйти в отставку даже после инаугурации. Новый президент принесет присягу 25 февраля. Если им станет Ли, расследование вряд ли завершится к этой дате. Тогда он получит президентский иммунитет, на что ОНДП, скорее всего, отреагирует попыткой импичмента. Но процесс отстранения президента от власти вряд ли удастся довести до победного конца, если верх на парламентских выборах в апреле возьмет ПВС.

Александр САМОХОТКИН