|
|
N°22, 07 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Ореховские» на этапе
В Москве начинается процесс над питомцами Сильвестра
Процесс над членами некогда одной из самых могущественных и кровавых столичных группировок -- «ореховской» -- должен начаться сегодня в Московском городском суде. Прежние негласные хозяева значительной части Москвы теперь ответят за 28 убийств и массу других преступлений. Впрочем, лидеры банды -- Сергей Буторин и Дмитрий Белкин -- перед служителями Фемиды пока не предстанут. Первый еще год назад был арестован по просьбе России властями Испании, однако процесс экстрадиции затягивается. А второй до сих пор находится в бегах.
Криминальная карьера Сергея Буторина (по кличке Ося) началась с преступления, вызвавшего 12 лет назад настоящий переполох в спецслужбах. В 1990 году он вместе с братом Александром и некими Евгением Токаревым и Владимиром Степановым вынес домашнюю коллекцию одного из самых известных российских собирателей картин и икон Виктора Магидса. Позже спецслужбы установили, что действовали грабители по заказу другого крупного антиквара -- Яна Фельдмана. Впрочем, ему из украденного ничего не досталось -- Фельдмана вскоре нашли повешенным в одном из отелей Бельгии. В результате, как подозревают в МУРе, большая часть коллекции осталась у Оси, и при продаже одной из картин он познакомился со знаменитым авторитетом Сергеем Тимофеевым (Сильвестром), отцом-основателем «ореховских». В 1994 году Сильвестра взорвали, после чего группировку возглавил Буторин.
Ося подобрал себе команду головорезов (в основном отслуживших в спецподразделениях), которые принялись устранять всех неугодных. От их рук полегли лидеры сразу трех московских группировок: «ассирийской», кунцевской, сокольнической, а также масса других бандитов и предпринимателей. Позже Сергей Буторин познакомился с главарем одинцовской бригады Дмитрием Белкиным. Две банды объединились, и ознаменовалось это событие совместным устранением в Подмосковье сразу десяти конкурентов. Кроме того, преступники расправились со старшим следователем спецпрокуратуры Одинцовского района Юрием Керезем, который вел расследование в отношении Белкина. На поприще исполнения убийств особенно отличился один из «ореховских», бывший спецназовец Александр Пустовалов (Саша Солдат) -- на его счету только по официальным данным 13 жертв.
Попутно Ося поддерживал тесные отношения и с лидерами «курганской» группировки (недавно их приговорили к крупным срокам) и их прославленным киллером Александром Солоником (Сашей Македонским). По словам сыщиков, в начале 1997 года, спасаясь от арестов, главари «ореховских» перебрались за границу, в том числе в Грецию. Там же после побега из «Матросской тишины» спрятался и Саша Македонский. Однако вскоре до Буторина дошли слухи, будто Солоник собирается его устранить, и к Македонскому отправились трое «ореховских» киллеров во главе с Пустоваловым. Ничего не подозревавший Солоник встретил знакомых, и те его задушили.
Аресты «ореховских» начались в 1999 году. Вначале сыщики задержали одиннадцать участников группировки, которые не успели перебраться за рубеж. А чуть позже сотрудники МУРа задержали в Москве и Сашу Солдата -- он прилетел на несколько дней навестить мать. В течение нескольких лет спецслужбы арестовали за границей и некоторых других «ореховских» боевиков. Гораздо сложнее было поймать Буторина. Он переезжал из одной страны в другую, сделал себе пластическую операцию и еще в 1996 году подделал в Греции документы о своей смерти (на одном из московских кладбищ даже есть его могила). Прошлой зимой сотрудники МУРа узнали, что Ося приехал в Барселону, где его и арестовали. Однако скорого появления Буторина в России, похоже, ожидать не стоит. Испанцы выразили готовность его передать, но сначала хотят осудить у себя за хранение оружия.
Александр ШВАРЕВ