|
|
N°233, 19 декабря 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Наглядно подсобил
Старое искусство в ГМИИ зажило новой жизнью
Для тех москвичей среднего поколения, кто в детстве не мечтал выбрать серьезную профессию космонавта или юриста, а определил для себя путь скромного искусствоведа, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина неизбежно становился вторым домом. В школьные годы посещались лекции и семинары общества с музыкальной аббревиатурой КЮИ (клуб юного искусствоведа). В годы учебы в Московском университете (отделение истории искусства) в залах музея проходили практические занятия на тему «описание и анализ памятников искусства». После окончания универа многие оставались в музее работать. А те, кто, подобно мне, не остались, частенько заходили в музейную библиотеку для подготовки диссера. А теперь вот я регулярно посещаю все новые выставки уже в качестве обозревателя СМИ.
Так что постоянную экспозицию ГМИИ искусствоведческая братия помнит наизусть. Запросто можно повторять перфоманс Юрия Альберта с экскурсией по музею с завязанными глазами. Привычная постоянная экспозиция даже не оценивалась критически. Оправдывая свой эпитет, она просто воспринималась как данность. Как клейновский фасад с колоннами и киоск с альбомами напротив будки администратора. И вдруг за раз все переменилось. Постоянство ушло. И пришлось поддерживать честь профессии и глядеть в прошлое критическим оком. А это очень трудно. Ну потому как не оцениваем же мы критическим оком то, что стало своим с детства...
Надо отдать должное профессионализму музейных сотрудников: переформатирование архетипа прошло успешно. Обновленная экспозиция старого искусства принимается «на отл.». Задним числом теперь понимаешь, что все-таки царапало в старой версии. Во-первых, был раздроблен Древний мир. Отдельно был Египет с Месопотамией. Отдельно -- античность, двигаться к которой из Египта необходимо было через залы раннехристианского искусства. Теперь весь Древний мир удостоился цельной анфилады. И античность (от керамики до архитектурных фризов) в просторных залах с хорошим светом прямо-таки сияет счастьем. Раннехристианское искусство (фрагменты мозаик, иконы) теперь справедливо объединили с искусством Италии Средневековья и Ренессанса. В конце концов очевидно влияние Византии не только на восточнохристианский мир, но и на католические центры Запада, прежде всего в Италии. «Бардовые залы» с иконами, драгоценными фрагментами мозаик, шедеврами Боттичелли, Больтраффио, Романо, Бронзино выглядят сейчас истинными аристократами. Это действительно смысловой и композиционный центр всего музея. Ведь пластическая традиция Византии, затем Ренессанса дала дыхание всей европейской культуре.
Очень корректные изменения произошли в залах Нидерландов, Фландрии и Голландии. Добавились хранившиеся десятилетиями в запасниках картины. Более точно акцентированы периоды и школы. Отдельной комнаты удостоился Рембрандт и его круг.
Германия, на мой взгляд, может прислать благодарственную телеграмму за новый зал своего искусства XV--XVI веков. В прежней версии немецкое искусство было буквально распылено по многим комнатам и как-то не собиралось в единое целое. Сейчас ему выделили огромный покой прямо за украшающим Итальянский дворик слепком портала готического собора во Фрайбурге (Восточная Германия). И десятки неведомых шедевров выстроили увлекательнейшую историю северного Ренессанса и маньеризма.
В анфилады второго этажа, где теснились переехавшие в галерею искусства Европы и Америки XIX--XX веков импрессионисты и постимпрессионисты от Щукина и Морозова, вольготно въехали Италия и Франция эпохи барокко и классицизма (XVII--XVIII). По восприятию эти залы с множеством премьерных работ рифмуются с лучшими экспозициями барокко в Эрмитаже или итальянских музеях. Теперь хотя бы можно венецианскую ведутту Каналетто увидеть в далекой перспективе. Как и многие другие, правильно инсталлированные опусы, она ожила. Сияет и лучится. Обидно лишь, что Испания получилась вставной новеллой к Италии, и к разделу отсутствуют какие бы то ни было экспликации. Но дело поправимое.
В общем, с новой экспозицией старого искусства в ГМИИ вышло очень хорошо. Теперь водить будущие поколения искусствоведов на описание и анализ будет еще интересней. В изучении истории мирового искусства цветаевский музей наглядно подсобил!
Сергей ХАЧАТУРОВ