Повторное рассмотрение в Мосгорсуде скандального дела
об убийстве летом 2004 года главного редактора русской версии журнала «Форбс» Пола Хлебникова вчера закончилось, так и не успев толком начаться. Судебные слушания были приостановлены более полугода назад из-за
исчезновения одного из подсудимых -- Казбека Дукузова. После первого оправдательного приговора по этому делу он и еще два фигуранта -- Муса Вахаев и московский нотариус Фаиль Садретдинов -- были отпущены на свободу. Но Верховный суд (ВС) по протесту прокуратуры отменил приговор и назначил
новое рассмотрение дела. Дукузов не явился на новое рассмотрение и был объявлен в розыск. Заочно ему была избрана мера пресечения в виде ареста. Предполагалось, что вчера судья выделит дело Дукузова в отдельное производство, и процесс продолжится с участием двух имеющихся подсудимых. Однако он решил вернуть в прокуратуру все дело целиком, объяснив это тем, что «следствием не было представлено доказательств о проведении розыска Дукузова надлежащим образом».
Главный редактор русской версии журнала «Форбс» Пол Хлебников был убит в Москве 9 июля 2004 года при выходе из редакции на улице Докукина. Из проезжавшей мимо автомашины неизвестные обстреляли его из пистолетов. Тяжелораненый Хлебников умер по пути в реанимацию, застряв с медбригадой в больничном лифте. По делу были арестованы чеченцы Муса Вахаев и Казбек Дукузов и московский нотариус Фаиль Садретдинов. Чеченцы, по версии следствия, являлись непосредственными исполнителями покушения, а нотариус, не имевший отношения к убийству Хлебникова, в свое время якобы пользовался услугами этих же киллеров, заказав им одного из своих знакомых. Заказчиком покушения на журналиста в прокуратуре считают Хож-Ахмет Нухаева -- известного в прошлом чеченского полевого командира и криминального авторитета. По версии обвинения, Хлебников без согласования с ним опубликовал в виде книги большое интервью Нухаева. Издание фактически поставило крест на политической карьере Нухаева, выставив его явным бандитом. За это, по версии следствия, и мстил Нухаев. Задержать его до сих пор не удалось.
Весной 2006 года коллегия присяжных оправдала всех трех подсудимых, и они были освобождены. Прокуратура опротестовала приговор, и в ноябре ВС отправил дело на рассмотрение в ином составе суда. Все это время чеченцы Дукузов и Вахаев оставались под подпиской о невыезде. Садретдинов же практически сразу после оправдания был вновь арестован -- на этот раз по обвинению в мошенничестве и уже был по нему приговорен к девяти годам колонии.
На новые слушания, начавшиеся еще 15 февраля этого года, ни Дукузов, ни Вахаев не явились. Перед судом предстал только Садретдинов, доставленный под конвоем из тюрьмы. Процесс отложили на месяц. За это время подсудимым должны были повторно вручить повестки в суд.
Месяц спустя к Садретдинову присоединился Муса Вахаев, который пояснил, что в феврале он болел. Отсутствие Дукузова его адвокаты объяснили также болезнью, сообщив со ссылкой на его родственников, что тот находится в больнице в Чечне. В связи с этим защитники просили суд отложить рассмотрение дела еще на неделю. Но гособвинитель обратился с ходатайством об аресте Дукузова, полагая, что тот скрывается от правосудия. В результате судья объявил Дукузова в розыск, а дело приостановили до его поимки.
Чем была вызвана необходимость вчерашнего заседания, никто из участников процесса так толком объяснить и не смог. Высказывались лишь предположения, что таким образом судья, возможно, «сбросил» прокуратуре «мертвое дело», чтобы не портить отчетности под новый год. Все заседание, на котором снова присутствовали только Вахаев и Садретдинов, продлилось не более 10 минут. Судья просто принял решение о возвращении дела в прокуратуру. Мотивировал он это тем, что следствием не было представлено доказательств о проведении розыска Дукузова.
Адвокаты обвиняемых по этому поводу вчера выразили недоумение, отметив, что в прокуратуру дело можно вернуть лишь в случае обнаружения неустранимых недостатков. Но о таковых вчера никто не упоминал. Между тем закон дает суду право в случае исчезновения кого-то из подсудимых разделить уголовное дело и продолжить его рассмотрение в отношении имеющихся подсудимых. Впрочем, возражать пока судье никто не стал, тем более что свою позицию не высказал и представитель прокуратуры. В результате участники процесса решили занять выжидательную позицию и посмотреть, что из этого выйдет.