|
|
N°232, 18 декабря 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Предложение, от которого возможно отказаться
Российскую политическую ситуацию даже после известных решений съезда "Единой России" с одинаковыми основаниями можно называть абсолютно предсказуемой и абсолютно непредсказуемой.
Предсказуемость избрания преемника президентом и последующего назначения президента премьером при президенте-преемнике не является выходом из ловушки, в которую загнала себя властная элита, избрав принципиально неправильный способ построения системы власти. Единственным выходом из этой ловушки стал хотя бы временный уход Владимира Путина со всех постов в исполнительной власти, что вовсе не означает его ухода из политики. Просто таким уходом он только и может сделать сам политический процесс в России естественным и легитимным.
Абсолютно предсказуемо, что, мягко говоря, неоднородное, раздираемое внутренними разногласиями окружение президента Путина постарается остаться у власти на всю оставшуюся жизнь. И при этом как минимум сохранить, а потом нарастить за счет конкурентов во власти свои бизнес-активы. Абсолютно предсказуемо, что никаких других вариантов, кроме попыток сохранить реальный контроль над страной (а на самом деле статус верховного арбитра в нескончаемой борьбе этих провластных группировок) за нынешним президентом России, для решения этой задачи не существует. И абсолютно непредсказуемо, какая система власти сложится в стране после того, как Владимиру Путину хотя бы на время придется покинуть президентское кресло.
Когда в России правитель, наделенный, как обычно, практически безграничной властью, «снисходит» до исполнения действующих законов, такое само собой разумеющееся для нормальных стран поведение у нас уже выглядит чуть ли не актом политического мужества. На это президент России решился. Но истинным актом политического мужества, равно как и торжеством здравого смысла, стал бы отказ нынешнего президента России занимать пост премьер-министра.
Безопасность и стабильность страны не могут зависеть от одного-единственного человека. А этот человек, в свою очередь, не может быть заложником вертикали власти, которую он, пусть и ошибочно, о чем многие здравомыслящие эксперты откровенно предупреждали, выстроил.
Невозможность для политика спокойно даже на время уйти из власти ничем не отличается от невозможности для узника тюрьмы бежать на свободу. Поэтому именно уход Путина из исполнительной власти означал бы реальную стабильность, прочность и предсказуемость нынешней политической системы, ее пригодность для управления Россией. А попытки оставить его во власти любой ценой и в любом качестве (независимо от того, хочет он сам оставаться или нет) означают крах этой системы. Причем именно системный крах, сущностную ущербность всей действующей властной конструкции.
У Владимира Путина еще остается шанс исправить эти ошибки. Отказ от поста премьера при том, что нынешний глава государства вполне может стать лидером парламентского большинства, а потом опять в полном соответствии с Конституцией баллотироваться в президенты, но уже как представитель правящей партии, и стал бы самым разумным ответом на предложение возглавить правительство.
Разумеется, и сейчас «Единая Россия» может "сама" предложить президенту Медведеву кандидатуру премьера Путина как партийного выдвиженца на пост главы кабинета министров. Но это будет профанацией, пока в России не узаконят партийность правительств и обязательное членство премьера в партии, которая его выдвигает.
А поскольку смена власти в отмеренные законом сроки и без уловок с рокировками людей на первом и втором посту в государстве -- президента и премьера -- и есть главное, фундаментальное условие стабильности государственной системы, президент Путин как раз и должен был бы отказаться от поста премьера. Если Путин хочет остаться в истории страны сильным и эффективным правителем, ему не надо соглашаться становиться заложником тех сил, на которые он сделал ставку как президент. Он должен продемонстрировать истинную политическую и гражданскую самостоятельность, предоставив возможность своей команде перестать прятаться и бороться друг с другом за его спиной, доказав на деле, что она способна управлять Россией. А если не способна, тогда будет правильно, если у страны появилась другая, более достойная власть.
Семен Новопрудский