|
|
N°22, 07 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
ЮКОС встал на дыбы
Михаил Ходорковский обещает засудить Владимира Малина
Аукцион по продаже 36,8% акций Восточной нефтяной компании, назначенный на 14 февраля, скорее всего не состоится. «Есть решение суда, которое запрещает его проведение», -- сказал газете «Время новостей» информированный источник. Он не уточнил, какой суд и по чьему иску принял подобное решение. Однако, как стало известно газете «Время новостей», 28 января Московский арбитражный суд по иску некоего ЗАО «Эстерлинк» признал недействительным информационное сообщение Российского фонда федерального имущества (РФФИ) о проведении аукциона. Не исключено, что появятся и другие судебные решения.
Ранее РФФИ обратился к премьеру Михаилу Касьянову с просьбой принять дополнительное решение о проведении аукциона в связи с появлением новых фактов, которые, по мнению фонда, могут отпугнуть потенциальных участников торгов и негативно отразиться на стоимости продаваемого пакета акций. Фактически фонд попросил премьера отменить аукцион.
«В сложившемся положении премьер скорее всего примет решение отложить аукцион, но пока такого решения нет», -- сказал вчера газете «Время новостей» источник в окружении главы кабинета.
Таким образом, аукцион либо отменит премьер, либо он не состоится из-за судебного запрета. Этим фактом крайне недоволен руководитель нефтяной компании ЮКОС Михаил Ходорковский, который вчера собрал дюжину московских журналистов и произнес перед ними речь против председателя РФФИ Владимира Малина. Речь была непечатной -- г-н Ходорковский попросил журналистов выключить диктофоны и в статьях на него не ссылаться. Для печати пресс-служба компании распространила пресс-релиз, тоже содержащий обвинения в адрес РФФИ, но не столь резкие, как в речи Михаила Ходорковского. «Я надеюсь, что найду доказательства, которые позволят произнести все эти вещи публично», -- пообещал глава ЮКОСа.
Суть истории сводится примерно к следующему. В начале прошлого года руководители ЮКОСа, ЛУКОЙЛа, ТНК и «Сибнефти», создавшие так называемый «клуб четырех» для урегулирования конфликтов в нефтяной отрасли, на очередном заседании разрешили ЮКОСу купить 36,8% акций ВНК. Участники клуба пообещали не мешать ЮКОСу в совершении этой сделки и не конкурировать с ним на аукционе.
Бумаги ВНК как таковые не имеют никаких рыночных перспектив. ЮКОС, купивший контрольный пакет акций компании еще в конце 1997 года, принял тогда же стратегическое решение перевести все дочерние предприятия ВНК на свой баланс, а саму ВНК ликвидировать как лишнее управленческое звено. Это означает, что ЮКОС не собирается развивать рынок акций ВНК и они никогда не вырастут в цене за счет размещения, например, на Нью-Йоркской фондовой бирже.
Потенциальный покупатель выставленных на аукцион акций ВНК не может рассчитывать и на получение дивидендов. «Мы хотим направить всю прибыль ВНК на благотворительные цели и, владея контрольным пакетом акций, легко проведем такое решение на собрании акционеров компании», -- сказал вчера Михаил Ходорковский.
Таким образом, единственный смысл конкуренции с ЮКОСом на аукционе мог состоять только в желании навредить этой компании, задержав процесс интеграции ВНК в ее структуру.
Неожиданно для ЮКОСа такие конкуренты возникли, и сам г-н Ходорковский стал этому причиной. Уже после встречи «большой четверки» глава газового концерна «Итера» Игорь Макаров предложил г-ну Ходорковскому ряд совместных проектов в финансовой сфере, заинтересовав ЮКОС перспективой получения неких газовых активов, например обанкротившейся компании «Роспан». Ходорковский согласился, после чего у него резко испортились отношения с ТНК, крупнейшим кредитором «Роспана», претендующим на выкуп имущества банкрота в ходе распродажи его имущества. Конфликт между ТНК и альянсом ЮКОС--«Итера» из-за контроля над «Роспаном» сейчас в разгаре.
«ТНК рассвирепела, соглашение «большой четверки» о мирной продаже акций ВНК было аннулировано, да и вообще этот клуб фактически распался, так что теперь у нас в отрасли опять эпоха беспредела», -- сказал газете «Время новостей» информированный источник.
ТНК заявила, что примет участие в аукционе по продаже акций ВНК и готова заплатить за них 400 млн долл. (стартовая цена -- 225 млн долл.) при условии, что государство предоставит тюменской компании как потенциальному покупателю полную информацию об имуществе ВНК. «У нас есть сомнения, что эта компания действительно обладает тем имуществом, которое якобы продается», -- сказал газете «Время новостей» источник в ТНК. Когда единственным претендентом на акции ВНК был ЮКОС, отсутствие или присутствие этого имущества не имело никакого значения. Теперь же перед РФФИ, уже объявившим аукцион, его условия и состав имущества ВНК, возникла угроза судебных разбирательств с победителем торгов, обнаружившим, что ему подсунули кота в мешке.
Эта угроза заставила РФФИ сначала перенести аукцион с 29 декабря на 14 февраля, а затем вообще попросить Михаила Касьянова отложить его.
«На переговорах между ЮКОСом и ТНК прямо ставится в зависимость исход борьбы за «Роспан» и судьба аукциона по ВНК. Но мы не собираемся отступать от своего стратегического партнерства с «Итерой» и будем добиваться от ТНК справедливого решения по «Роспану», -- сказал газете «Время новостей» источник в ЮКОСе.
ЮКОС обвиняет РФФИ в том, что «в ментальном сговоре с ТНК» чиновники фонда умышленно оттягивают проведение аукциона. При этом РФФИ, по мнению г-на Ходорковского, клевещет на ЮКОС, объясняя причины переноса аукциона якобы сомнительными сделками ЮКОСа с активами ВНК. «Я работаю изо всех сил ради повышения имиджа ЮКОСа в глазах международных инвесторов, для которых самое главное -- быть честным, -- сказал вчера Михаил Ходорковский. -- Сегодня ЮКОС самая дорогая компания в России, она стоит 14,5 млрд долл. И ради поддержания нашего имиджа мы готовы подать в суд на РФФИ за клевету, а также потребовать возмещения нанесенного нам фондом ущерба, который мы пока оцениваем». Иски ЮКОСа против РФФИ будут подаваться в том случае, если аукцион не состоится.
Мнение премьера о целесообразности проведения торгов акциями ВНК выяснится скорее всего до понедельника, когда РФФИ формально заканчивает прием заявок на участие в аукционе.
Олег ЧЕРНИЦКИЙ