Конституционная реформа в Боливии провоцирует напряженность внутри страны и превращается в международную проблему.
План президента Эво Моралеса создать новую «социалистическую» конституцию был поддержан парламентом, но теперь ему все решительнее противятся граждане. Боливийцы, страшащиеся лишиться «излишков» собственности, выходят на уличные манифестации -- крупномасштабная акция намечена на завтра.
Новая конституция, содержащая более 400 поправок, предусматривает экспроприацию крупных и неиспользуемых земельных участков, а также меняет структуру вертикали власти. Губернаторы, называемые в Боливии префектами, должны будут не избираться, а назначаться. Реформа стала катализатором распада административной вертикали. Губернаторы пяти из девяти провинций на этой неделе сформировали оппозиционный фронт.
48-летнего президента
Эво Моралеса -- выходца из бедной индейской семьи, ставшего президентом в 2005 году, -- поддерживает лишь коренное индейское население: ему обещано передать конфискованную землю. Обновленная конституция также сулит коренному населению гарантированное большинство мест в парламенте. В восьмимиллионной Боливии индейцев больше половины, но их поддержки президенту недостаточно. Оппозиционные и богатые залежами углеводородов провинции готовы объявить об автономии. У мятежных префектов есть хорошая поддержка -- бизнес, который не хочет национализации, и зажиточное население, не желающее делиться собственностью. В случае раскола под властью Эво Моралеса останутся лишь четыре бедные провинции, расположенные в гористой местности и населенные крестьянами, специализирующимися на разведении коки.
На завтра намечено голосование по автономии трех оппозиционных провинций -- Бени, Пандо и Тариха. По данным боливийских СМИ, этот вопрос обсуждают депутаты Автономной ассамблеи, созданной представителями мятежных провинций. Проект введения автономии в провинции Санта-Крус одобрение уже получил. Эво Моралес призывает оппозиционных префектов к переговорам, но разговаривать с ним готовы пока только двое из пяти.
Позавчера префекты Бени, Кочабамба, Санта-Крус и Тариха попросили помощи у Организации американских государств (ОАГ) -- региональной структуры, объединяющей 35 стран. Они заявили, что боливийская демократия находится в опасности из-за тоталитарных методов правления президента Эво Моралеса, и пригласили в страну комиссию ОАГ.
Ситуацию обострило принятое на днях решение лояльной Моралесу Конституционной ассамблеи одобрить проект реформы основного закона во втором чтении. Голосование в первом чтении прошло в конце ноября. В обоих заседаниях участвовали в основном депутаты от правящей партии «Движение к социализму», занимающие около 65% из 250 мест в парламенте. Депутатов от оппозиции на первое заседание не пригласили, второе они бойкотировали. По закону изменить боливийскую конституцию можно лишь в том случае, если с поправками согласны не менее 2/3 депутатов. Оба голосования дали простое большинство голосов, но правительство и президент их признали. Реформу одобрили и региональные коллеги Эво Моралеса -- главы Аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Гондураса, Колумбии, Парагвая, Уругвая, Чили и Эквадора.
Примечательно, что новая редакция основного закона Боливии предусматривает возможность занятия президентского поста дважды, то есть на протяжении десяти лет. Сейчас разрешен лишь один срок. Подобную попытку дать себе шанс подольше остаться у власти предпринял венесуэльский президент Уго Чавес. Однако инициированный им в начале декабря референдум потерпел поражение.
Для осуществления конституционной реформы правительству Эво Моралеса осталось организовать всенародный референдум и утвердить результаты голосования на заседании Конституционной ассамблеи. Дата плебисцита до сих пор не названа, власти обещают провести голосование в ближайшие месяцы.
Как пояснила «Времени новостей» директор Центра политических исследований Института Латинской Америки РАН Марина Чумакова, причин у такой неспешности две: «С одной стороны, провал конституционной реформы Чавеса в Венесуэле придал новые силы активизировавшейся оппозиции в Боливии. С другой стороны, Моралес понимает, что, несмотря на поддержку индейского большинства и возможную победу на референдуме, в стране еще больше усилятся сепаратистские настроения». Силовое подавление оппозиции и введение в Боливии чрезвычайного положения эксперт считает маловероятным.