Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин вчера привез своих коллег, уполномоченных региональных, в Верховный суд РФ -- главное здание российского правосудия посмотреть, себя показать и вопросы главному судье страны Вячеславу Лебедеву задать. При этом, как отметил сам г-н Лукин, из всех предложенных для посещения органов власти уполномоченные выбрали именно Верховный суд, решив, что только его председатель может помочь им решить те проблемы, с которыми граждане обращаются к правозащитникам. Г-н Лебедев на какие-то вопросы отвечал с ходу, а какие-то записывал, чтобы потом подробнее обсудить с коллегами-судьями, а кое-какие вызвали у него изумление.
Не так давно отреставрированное и отремонтированное здание Верховного суда (ВС) уполномоченным понравилось. «Хорошее, даже завидно хорошее для нас здание», -- резюмировал уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин по завершении экскурсии, которую председатель ВС провел лично. Сорок с лишним уполномоченных из разных регионов страны в итоге собрались в одном из исторических судебных залов ВС, где когда-то проходил процесс по делу ГКЧП.
«Мы ведь с вами конституционные органы. Нас создали отцы-основатели Конституции, и все мы призваны заниматься защитой прав человека, -- сказал г-н Лукин, имея в виду общность задач правосудия и уполномоченных. -- Судебная система, конечно, гораздо более крупный институт, но цели у нас одни и те же». Несмотря на это, по мнению уполномоченного, взаимоотношения между его коллегами и судами «не всегда просто складываются».
Г-н Лукин пожаловался, что хотя Конституция и федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в РФ» предоставляют этой категории правозащитников участвовать в судебных процессах, процессуальные кодексы -- УПК, ГПК, АПК -- такие нормы в себя не включают. Только ВС может устранить данное противоречие между законами, сказал г-н Лукин и обратился к г-ну Лебедеву с просьбой внести на рассмотрение Госдумы необходимые поправки, регулирующие процессуальную роль уполномоченных. «Конституция определяет процессуальные полномочия уполномоченного. Или он сам, или его представитель по доверенности могут участвовать в судебных процессах", -- согласился глава судейского сообщества. Но тут же напомнил г-ну Лукину, что в свое время ВС пытался решить эту коллизию, но тогда к его мнению никто не прислушался: «Мы с вами уже этот вопрос обсуждали, когда готовился проект УПК. Он быстренько готовился, правда, но все-таки обсуждался. Когда Верховный суд ставил этот вопрос, с ним не согласились. Второй раз выносить его на обсуждение Госдумы мы не будем». Председатель ВС предложил уполномоченным другой путь решения их проблемы: «У вас очень высокое положение, и вы сами можете поставить этот вопрос перед депутатами или правительством. Пусть кто-нибудь из них выступит с законодательной инициативой. И тем, кто внесет этот проект, вы можете сказать, что Верховный суд не возражает».
Уполномоченные по правам человека пребывали в уверенности, что судьи не несут никакой ответственности за совершаемые ими проступки и правонарушения и к дисциплинарной ответственности не привлекаются, о чем и сообщили вчера председателю ВС. По выражению лица г-на Лебедева можно было подумать, что такие слова сильно его обидели. «Почему не привлекаются? Только за прошлый год к дисциплинарной ответственности привлекли 360 судей, 80 из них были отрешены от власти», -- доложил коллегам по защите прав человека главный судья. По словам г-на Лебедева, большинство этих судей были наказаны за нарушения разумных сроков рассмотрения дел. Это колоссальная проблема отечественного правосудия, ставшая причиной резкой критики в адрес российской судебной системы со стороны Европейского суда по правам человека.
Газета «Время новостей» не раз писала об этом, а буквально на днях президент Путин подписал закон,
дающий право гражданам обращаться с жалобами на нарушение разумных сроков рассмотрения дел и неисполнение судебных решений в российские же суды. Но, как еще раз подчеркнул г-н Лебедев, при этом никто не будет лишен права обращаться и ЕСПЧ. «Европейский суд тоже ведь перегружен. Дела там рассматриваются годами!» -- пояснил глава ВС.
Проблема судебной волокиты, как отметил вчера г-н Лебедев, зачастую вытекает из другой -- неправильного распределения нагрузки между судьями. Так, большинство мировых судей чрезмерно перегружены, зато районные, скинув с себя дела небольшой сложности, получили возможность «работать вдумчиво и творчески». А некоторые из них даже вынуждены томиться от безделья.
«УПК предусматривает возможность рассмотрение дела в составе трех профессиональных судей, -- рассказал г-н Лебедев. -- Некоторые из районных судов оказались не в состоянии это обеспечить. Мы увеличили их штат, а в итоге эта форма судебного процесса оказалась невостребованной. Сначала мы хотели вообще изъять ее из УПК. Этот вариант у нас не прошел. Но есть другой -- нужно сделать так, чтобы судебный район не совпадал с административно-территориальным делением». Суть предлагаемого г-ном Лебедевым состоит в том, чтобы перекроить судебные участки, объединив под юрисдикцию каждого по нескольку районов. Это, по его мнению, поможет решить сразу две задачи -- перераспределять при необходимости нагрузку между судьями и усилить гарантии их независимости: «Тогда судьи будут меньше (тут г-н Лебедев на секунду задумался, подбирая верное выражение) взаимодействовать, что ли, с органами местной и муниципальной власти».
Уполномоченные по правам человека задавали вопросы один за другим, волновались, потому что времени у них оставалось в обрез, а сказать нужно было так много. Правозащитники критиковали Федеральную миграционную службу, которая выпустила некие рекомендации по установлению факта постоянного проживания в РФ, и суды, которые часто отказываются принимать заявлении от иностранных граждан, желающих этот факт установить. Они жаловались на случаи «политизированности судов» и порадовались, услышав, что глава ВС считает это недопустимым, лишающим суд возможности быть беспристрастным и объективным. Уполномоченные перечислили целый спектр проблем, с которыми граждане сталкиваются при решении жилищных проблем, и председатель ВС пообещал, что в ближайшее время этот вопрос будет рассмотрен на специальной гражданской коллегии суда.
Вячеслав Лебедев напомнил уполномоченным, что они сами вправе и даже должны в силу своих обязанностей обращаться со всеми спорными вопросами в ВС, который сможет обсуждать их, обобщать практику, анализировать законодательство и принимать постановления пленумов, а ими уже будут руководствоваться все суды страны, принимая решения по конкретным делам. «Даже иностранные коллеги удивляются и хотят перенять наш опыт по решению спорных вопросов и в законодательстве, и в судебной практике. У нас это настоящий творческий процесс», -- заявил председатель ВС.