Бывший глава Федеральной резервной системы США
Алан Гринспен, которого многие годы почитали как гуру финансовых рынков, вчера высказался о причинах ипотечного кризиса, поразившего американскую экономику. В последние месяцы, когда ситуация на рынках была особенно острой, а американским властям пришлось принимать экстренные меры, еще недавно безоговорочный авторитет Гринспена слегка поблек. По крайней мере стало очевидным, что развитие финансовых технологий и фактически безответственное поведение участников рынка по отношению к оценке рисков были заложены именно во времена «правления» Гринспена. Что же касается его собственных оценок, то в течение кризиса он комментировал, как правило, текущую ситуацию, но не ее причины.
Вчера в The Wall Street Journal была опубликована статья г-на Гринспена «Корни ипотечного кризиса». В ней экс-глава ФРС признает, что фундаментальным фактором стала недооценка рисков, и подробно описывает причины этого явления. «Корни нынешнего кризиса, на мой взгляд, уходят в период после «холодной войны», когда после падения Берлинской стены стал очевиден экономический крах советского блока. После этих исторических событий рыночный капитализм тихо, но быстро заменил значительную часть того центрального планирования, которое превалировало в «третьем мире».
Впрочем, дальнейшую ситуацию, согласно теории Гринспена, определил не развалившийся коммунистический режим в СССР, а вполне себе выживший коммунистический режим в Китае. Многие страны «бывшего третьего мира», пишет Гринспен, и в особенности Китай, «копировали успешные экспортно-ориентированные экономические модели так называемых «азиатских тигров». Сочетание достаточно квалифицированной и дешевой рабочей силы с передовыми технологиями и улучшением правовой среды дало там «взрывной экономический рост».
С 2000 года, напоминает Гринспен, рост ВВП в развивающемся мире вдвое превышал рост ВВП в развитых экономиках. Однако потребление в развивающихся странах не успевало за ростом доходов, результатом чего стал колоссальный рост сбережений. Приток дешевого экспорта способствовал снижению темпов роста заработной платы и инфляционным ожиданиям в Европу и США. Одновременно в глобальном масштабе снизилась стоимость денег. «В последние пять лет риск становился все более недооцененным, поскольку рыночная эйфория, подстегиваемая беспрецедентными глобальными темпами экономического роста, стала приобретать кумулятивный эффект», -- пишет Гринспен. И резюмирует: «Таким образом, наступление кризиса стало лишь делом времени». Еще один вывод экс-главы ФРС состоит в том, что «история не проявляет особой доброты по отношению к затяжным периодам низких наценок на риск».
Собственную роль в движении рынков, роль ФРС как регулятора процентных ставок Гринспен оценивает невысоко. «После более чем полувекового наблюдения за тем, как надувались и лопались различные ценовые «пузыри», я с неохотой пришел к выводу, что невозможно безопасно выпускать воздух из таких «пузырей» с помощью денежно-кредитных или иных политических инициатив, -- до тех пор, пока спекулятивная лихорадка не прервется сама собой», -- пишет Гринспен. Влияние политики ФРС на спрос на жилищном рынке, полагает он, было незначительным, хотя и не отрицает, что некоторые его шаги, «возможно, способствовали росту цен на жилье в США».
«Похоже, Гринспен хочет отгородиться Берлинской стеной от той критики, которую сейчас вызывает его прежняя политика, -- сказал «Времени новостей» аналитик одного из глобальных инвестиционных банков. -- Ну, в таком случае корни кризиса можно искать где угодно, хоть в распаде советского блока, хоть в Великой депрессии. Суть же в том, что политика процентных ставок, которую проводила ФРС, привела к перегреву кредитного рынка, в том числе ипотечного сектора, способствовала созданию «пузыря», а потом, когда политика сменила вектор, способствовала тому, что он лопнул».
Другой эксперт напоминает знаменитое высказывание Алана Гринспена времен руководства ФРС: «Если вам показалось, что я выразился слишком ясно, вы, должно быть, неверно меня поняли». Собеседник «Времени новостей» сетует, что после ухода из Федерального резерва Гринспен стал выражаться вполне однозначно, и зачастую суть его высказываний вызывает лишь недоумение.
Уоррен Баффет: Финансовую жабу не превратить в принцессуИнвестор-миллиардер Уоррен Баффет заявил в интервью телеканалу CNBC, что экономику США ждет рецессия, если в стране вырастет уровень безработицы. Глава инвестфонда Berkshire Hathaway дал мрачную оценку перспективам американской экономики, в частности высказал мнение о том, что показатели розничных продаж выглядят не очень хорошо, несмотря на традиционный всплеск покупательской активности после Дня благодарения. Расходы потребителей считаются основным буфером, который может уберечь слабеющую экономику США от рецессии в период ослабления рынка жилья и трудностей в банковском секторе, связанных с мировым кредитным кризисом. В сентябре уровень безработицы в США вырос до максимального с лета 2006 года уровня -- 4,7% -- и остался таким в октябре и ноябре. Комментируя план ряда крупных банков США создать специальный фонд для скупки пострадавших в результате кредитного кризиса ценных бумаг, связанных с ипотечными закладными, г-н Баффет сказал, что новая организация вряд ли излечит финансовые рынки: "Вы не можете превратить финансовую жабу в принцессу, поцеловав ее, секьюритизировав ее или передав право собственности на нее кому-либо другому". В то же время он одобрил решение Белого Дома заморозить плавающие ставки по ряду ипотечных кредитов для заемщиков, которые оказались не в состоянии погасить их, хотя и добавил, что этот план не является революционным.
REUTERS