|
|
N°22, 07 февраля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ложка дегтя
Новые главы Налогового кодекса могут доставить хлопоты МНС
Посеянная летом 2000 года налоговая реформа дала в 2001 году бурные всходы. Как сообщил вчера Интерфаксу министр по налогам и сборам Геннадий Букаев, в прошлом году в бюджеты всех уровней поступило на 32% больше налогов, чем в 2000 году, -- 1955,8 млрд рублей. Более того, по словам министра, темпы роста налоговых сборов в реальном выражении опережали темпы роста реального объема ВВП (11,3% и 5%, соответственно). Всего же сумма налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в прошлом году составила 21,5% ВВП. Еще более отрадна налоговая картина по федеральному бюджету. МНС собрал в казну в 1,5 раза больше денег (961,65 млрд рублей), чем в 2000 году, и на 8,1% перевыполнил уже повышенное годовое задание Минфина.
При этом г-н Букаев заметил, что «2001 год для налоговых органов России был непростой, и это в первую очередь было связано со вступлением в силу новых четырех глав Налогового кодекса -- об НДС, налоге на доходы физических лиц, акцизах и едином социальном налоге», но «благодаря комплексу административных мер, направленных на повышение собираемости налогов, налоговики перевыполнили установленное задание».
Больше всего денег было получено за счет еще старого налога на прибыль (новая глава по этому налогу начала действовать с 1 января этого года), причем сборы выросли почти на треть по сравнению с 2000 годом. Еще больше выросла собираемость реформированных налогов, в частности НДС и акцизов. Федеральный бюджет получил в 1,5 раза больше акцизов (консолидированный -- на 47%). Сборы НДС в общую казну возросли на 34,2%.
2002 год, возможно, будет для налоговиков еще более тяжелым, чем предыдущий. С 1 января вступили в действие очередные главы кодекса -- налог на прибыль и налог на добычу полезных ископаемых. Г-н Букаев, в принципе старающийся избегать каких-либо комментариев на тему налоговых нововведений (он давно обозначил свое кредо примерно так: дело депутатов -- принимать, а наше -- собирать), пока не выражал никаких опасений. При этом принятые летом второпях главы НК полны огрехов -- больших и маленьких. Это выявилось еще до внедрения новаций в жизнь: в конце 2001 года депутаты одобрили в первом чтении изменения в принятые в середине года налоговые главы. Ко второму чтению этого закона поступило уже несколько тысяч поправок, причем и депутаты, и специалисты в компаниях (то есть сами налогоплательщики) чуть ли не ежедневно обнаруживают все новые ляпы.
Члены бюджетного комитета из фракции «Яблоко», например, обнаружили казус, связанный с налогом на добычу полезных ископаемых. Предполагалось, что нефтяники первые два года будут платить налог по специфической ставке (сейчас она составляет 340 рублей с тонны нефти и каждый квартал должна уточняться в зависимости от динамики мировых цен), а не по адволорной ставке (16,5% от стоимости добытой нефти). Однако в самом Налоговом кодексе ни о какой специфической ставке нет ни слова. О ней говорится в принятом одновременно с главой о налоге на добычу законе «О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК...» И как теперь облагать нефтяников, вопрос. Член бюджетного комитета Алексей Мельников («Яблоко») заявил газете «Время новостей»: «Чорошего решения в этой ситуации нет, но ее можно отчасти исправить, внеся соответствующее изменение непосредственно в текст кодекса. И мы такую поправку уже подготовили».
Нефтяная отрасль дает весьма существенную долю налоговых поступлений, поэтому от того, насколько быстро ошибка будет исправлена, зависит, будут ли плоды второго года налоговой реформы так же обильны, как и первого.
Светлана ЛОЛАЕВА