На вчерашнем заседании кабинета министров -- первом после того, как у президента России появился
официальный преемник, а у преемника прояснилась
кандидатура на пост премьера, -- правительство выясняло, куда оно «потеряло» миллиард рублей для пострадавшего от землетрясения сахалинского города Невельска. А также разбиралось, что делать с инфляцией. Правда, к вечеру ответ на первый вопрос поступил непосредственно от Минфина: миллиард не терялся, поскольку его и не было, речь идет о дополнительной сумме, запрошенной Минрегионом.
Что касается инфляции, то ответ держала глава МЭРТа Элвира Набиуллина.
«Нам не удалось удержаться в рамках запланированной инфляции, - признала она неоспоримое. - Вопрос инфляции, конечно, ключевой. И мы стремимся к сокращению ее до 6-7%. А в перспективе до 3%. Нынешний инфляционный всплеск характеризовался не только макроэкономическими факторами, но и структурными. У нас открытая экономика. И рост цен на продовольствие на внешних рынках отразился и на нас. МЭРТ подготовил проект плана по борьбе с инфляцией. И передал его в правительство». Г-жа Набиуллина надеется, что в ближайшее время проект этот будет рассмотрен. И добавила: «Необходимы, безусловно, и усилия и по линии монетарной политики». «Мы должны впредь вести себя более консервативно», -- призналась глава МЭРТ в минфиновском духе. Проще говоря, не наращивать бездумно государственные расходы.
То же самое не уставал повторять последние годы министр финансов, а теперь и вице-премьер Алексей Кудрин. Но оборона, которую он держал, в предвыборный период дала понятную трещину. На рынок в этом году хлынула такая масса денег, которая стимулировала рост цен никак не в меньшей степени, чем ситуация в продовольственном секторе. И формально за это, получается, в ответе тот же Минфин плюс Центральный банк.
Кроме "макроэкономического" удара Алексею Кудрину пришлось выдержать и атаку совсем иного рода. Практически по единодушному мнению наблюдателей, именно против Кудрина был направлен
ноябрьский арест его заместителя Сергея Сторчака, курировавшего российские переговоры по внешнему долгу. Ну, а вчера, кажется, наметился новый поворот: некогда соратник и подчиненный г-на Кудрина, а ныне премьер Виктор Зубков (Росфинмониторинг, которым он руководил, организационно курируется Минфином) стал публично задавать главному финансисту вопросы на тему "А где деньги?".
Формально -- вроде бы по делу. Во всяком случае, вчера на заседании правительства, посвященного глобальным проблемам макроэкономической современности - исполнению послания президента и социально-экономической программы на 2007 год, г-н Зубков прямо с порога вдруг спросил министра финансов о миллиарде рублей, который якобы исчез на пути в Невельск.
«Мы несколько раз проводили здесь совещания. И я помню все цифры наизусть! Там где-то, Алексей Леонидович, миллиард рублей потерялся по дороге»,-- сказал премьер-министр. «Надо посмотреть и проанализировать, чтобы все, что было обещано, прошло как положено!», - добавил глава правительства.
Глава Минфина в этот момент ничего не ответил, однако поздно вечером его ведомство распространило пресс-релиз. Суть его сводится к тому, что поправками в федеральный бюджет на ликвидацию последствий землетрясения Сахалину выделена субсидия в размере 5,5 млрд рублей. Но уже после принятия бюджетных поправок Минрегион представил перечень объектов, подлежащих строительству, на сумму, которая более чем на миллиард рублей превышает уже выделенные субсидии. После анализа Минфин определит источники дополнительного финансирования, сообщает ведомство. Иными словами, миллиард не терялся, потому что его и не было. Но изыскивать его министерству финансов все равно придется.
Однако последовательность понятна: вначале у Алексея Кудрина "пропал" в СИЗО заместитель, а теперь вот "потерялся" и миллиард.