Время новостей
     N°21, 06 февраля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.02.2002
За что программисты любят Путина
Российские компании доминируют на рынке деловых программ
Само того не подозревая, наше государство создало и тщательно поддерживает сегодня прекрасные условия для процветания рынка деловых программ. Особенность отечественной экономической информации состоит в высоком удельном весе нормативно-справочных сведений, форм регламентированной отчетности, а также в постоянно меняющихся правилах учета. Это не просто констатация очевидного факта, а положение из учебников, по которым еще во времена «пятилеток АСУ» учили советских студентов.

С тех пор ничто не изменилось. Например, в России существенно неодинаково организован учет на государственных и «коммерческих» предприятиях, а отдельные ведомства, например Министерство обороны, вообще умудряются вводить собственные правила. Не проходит и месяца без малых и больших новшеств в сфере учета. Приснопамятная деноминация рубля, хотя и оказалась для поставляющих деловое ПО компаний куда серьезнее «проблемы-2000», принесла программистам массу доходов. Поддержал «российского производителя» и переход к новому плану счетов. В общем, Россия это не Германия, где налоговое законодательство не меняется вот уже более четверти века.

Так что любое российское предприятие нуждается в избавлении от сопутствующей бухучету головной боли не менее, чем в офисных помещениях, складах и электроэнергии. И выход у предпринимателей один -- автоматизация. Причем не просто разовая покупка программы, но и ее эффективное сопровождение. Можно годами не менять компьютер, не покупать новых операционных систем и офисных приложений, но не обновлять бухгалтерскую программу хотя бы раз в квартал решительно невозможно. Неудивительно, что рынок делового софта оценивается у нас в 500--700 млн долл. ежегодно. Причем рынок этот чрезвычайно устойчив -- например, даже после дефолта в 1998 году ведущие поставщики программного обеспечения не сочли нужным снизить цены на свои программы. И ничего, продавали по-прежнему.

Но представлять государство лучшим другом программистских фирм значит сильно упрощать действительность. Никакого симбиоза отечественных производителей софта и отечественной же бюрократии не было и нет, наоборот -- компании, продающие программное обеспечение, не меньше прочих настрадались от государства (которое, например, не желает видеть разницу между идущими на экспорт российскими программами и нефтью и никак не боролось с пиратами).

Сегодня, однако, ситуация меняется от неплохого к лучшему. После встречи Владимира Путина с представителями IT-индустрии 13 апреля 2001 отношение правительства, и прежде всего Министерства связи и информатизации, к бизнесу стало гораздо более заинтересованным. Задача сделать из 0,6%, которые вносят IT-компании в наш ВВП, все 4--6% объединила интересы власти и предпринимателей. Даже странная информация о предстоящем назначении главы IBS Анатолия Карачинского министром показалась достоверной именно потому, что немыслимое еще два-три года назад желание правительства рекрутировать в свои ряды эффективных людей из IT-бизнеса в мае 2001 года уже не удивляло. Приятно удивляет другое -- правительство выполнило данные президентом обещания. К январю этого года, например, упростилась процедура лицензирования разработки криптографических систем. Также активизировалась борьба с компьютерным пиратством.

По данным исследовательского центра "Бизнес-Программы-Сервис", сегодня в России действуют около 600 компаний, производящих программное обеспечение для ведения бизнеса, против не более чем 40 западных фирм.

Однако нельзя считать успех российских программистов окончательным. Сегодня потребители ждут от делового ПО не просто автоматизации учета, но и помощи в управлении предприятием. И если среди массовых «коробочных» программных продуктов импортную продукцию не встретишь, то среди «серьезных» программных продуктов класса ЕRP (с помощью которых предприятия получают возможность планировать производство, поставки и сбыт) все наоборот -- представлены главным образом зарубежные системы.

Отечественный производитель не намерен терять позиций, отвоеванных на рынке в начальный период его становления. Например, корпорация «Парус», по словам возглавляющего ее Александра Карпачева, рада была бы избавиться от имиджа поставщика бухгалтерского ПО, поскольку связывает стратегию развития с системной интеграцией. Так что неизвестно, кто -- наш или зарубежный производитель программ -- будет главенствовать на рынке «тяжелых» систем ПО для поддержки бизнеса. Особенно если иметь в виду ту самую специфику автоматизации российских предприятий, о которой шла речь вначале.